В российский прокат вышел «Человек из стали» - римейк классического фильма о Супермене. Он как блондинка из анекдотов. Очень глупый. Но очень красивый. Пожалуй, самый красивый блокбастер десятилетия.
«Человек из стали» - это чистая роскошь. Минутная сцена воздушной битвы за планету Криптон выглядит более дорого и современно, чем вся кинематографическая вселенная Marvel. Инопланетный зверь, возвещающий торжественным ревом рождение Супермена, появляется в кадре на полторы секунды, чтобы запасть в душу навсегда. В каждую деталь вбуханы миллионы. Ни на чем не сэкономили. И не напрасно: фильм окупил свой чудовищный бюджет всего за пять дней.
«Человек из стали» изобретателен, как «Небесный капитан», прекрасен, как «Прометей», haute couture, как «Пятый элемент», и динамичен, как три «Железных человека». Ему бы еще верхувеновской цельности и стиля, но не все же сразу. В общем, внешне этот ультрамодный римейк «Супермена» почти безупречен. Что неудивительно: Зак Снайдер - великий визионер.
Но в Голливуде даже самый успешный режиссер - на побегушках у продюсера. Порочность этой схемы становится очевидна, если твой продюсер - Кристофер Нолан, человек с огромными амбициями и ясным представлением о супергеройском кино. Нолан не просто дал кучу денег - он все переснял по-своему. Начать с того, что он притащил в проект Дэвида Гойера, соавтора трех своих «Бэтменов». Этот сценарист любую историю превращает в нравоучение со слегка прыгучим нарративом и элементами популярного психоанализа. Это худо-бедно прокатило с Бэтменом, но Кларк Кент - не невротическая летучая мышь. Он Супермен, черт подери.
Эми Адамс в роли подружки Супермена Лоис Лейн просто некрасива - она куда больше похожа на настоящую журналистку, чем на светлый образ из комиксов.
«Супермен» - самый ранний и самый инфантильный из классических супергеройских комиксов. Схематичный протагонист, игрушечный злодей, весьма условная и почти сказочная Вселенная - добро пожаловать в 1938 год. Классический фильм, снятый сорок лет спустя, сохранил игровую, мультяшную эстетику комикса. Метрополис был выдержан в стиле ар-деко, а Супермен раз и навсегда надел хипстерские очки Кристофера Рива.
Нолан и Гойер оставили голую фабулу, исправили моменты, казавшиеся им абсурдными, и напрочь лишили историю игровых и даже просто смешных моментов. Сказку препарировали и рассказали всерьез. Героя лишь раз называют по прозвищу, он не Супермен, он простой парень со Среднего Запада, сгибающийся под тяжестью своего предназначения. В общем, стандартная нолановская история о рождении мифа.
Этим и был определен выбор актера на главную роль: начать с того, что у Генри Кэвелла нет льдисто-синих глаз. От красно-желто-синего костюма отказаться было невозможно, но цвета его основательно поблекли. Меньше мифа, больше натурализма: Гойер питает нездоровую склонность к обросшим и усталым супергероям (помните второго «Темного рыцаря»?), поэтому с особым удовольствием смакует эпизоды, когда Супермен еще не осознал себя и странствует, помогая тут и там по мелочи. Полфильма он небрит.
Эми Адамс в роли его подружки Лоис Лейн так и просто некрасива - она куда больше похожа на настоящую журналистку, чем на светлый образ из комиксов.
Остальные персонажи ближе к канонам. В роли отца Супермена - Рассел Кроу, которому не впервой играть сильных, смелых и цельных мужиков средних лет. Настолько не впервой, что местами он копирует линию роли из «Гладиатора» - даже смертельный удар кинжалом отыгран в точности, как в великом пеплуме Ридли Скотта.
Главная актерская удача фильма - Майкл Шеннон, звезда «Подпольной империи», человек с каменным лицом и жарким взором развращенного пуританина. Его злодей Зод - не столько генерал, сколько сумасшедший проповедник. Мрачное очарование не разрушается, даже когда Зод раздевается до спортивного нанокостюма, чтобы начать унылый мордобой на фоне разрушенного Метрополиса.
Ключевая фигура - приемный отец в исполнении обрюзгшего Кевина Костнера. Он не столько моралист, сколько технический, но очень важный персонаж: наблюдая его смерть от торнадо, главный герой зарабатывает что-то похожее на невроз. Ладно, Нолан, ты победил и сделал из супергероя человека - но зачем?
Распрощавшись со сказкой, создатели фильма скатились в кошмарный лубок - наивность прекрасна, если ты стилизуешь под 30-е, но непростительна в «реалистичной» научной фантастике. Нелепые диалоги, немотивированный патриотизм и бессмысленный поцелуй на сладкое - этого вы хотели?
Много еще можно придумать горьких упреков. Но все они будут не по адресу. Взять, к примеру, «Аватар» - скучный, вторичный, невразумительный. Но - первый 3D-фильм в мире. Вот так и «Man of Steel» войдет в историю не своими недостатками, а своими достоинствами. Это Октябрьская революция в мире спецэффектов. Распахнем глаза пошире, затаим дыхание и отключим мозг - некоторые фильмы просто созданы для этого.
Человек из стали (Man of Steel)
Режиссер: Зак Снайдер
Автор сценария: Дэвид Гойер
В главных ролях: Генри Кэвелл, Эми Адамс, Майкл Шеннон, Кевин Костнер и другие
СПЕЦЭФФЕКТЫ: 10 из 10
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 7 из 10
РЕЖИССУРА: 6 из 10
СЦЕНАРИЙ: 4 из 10