Истории

Раньше казалось, что мир сможет объяснить только наука. Теперь ставка - на религию

Петербургские богословы помогают физикам изучать принципы устройства нашего мира. Звучит как оксюморон, но факт остается фактом: в СПбГУ уже несколько лет работает Научно-богословский центр. «МР» поговорил с его директором, а также со сторонниками и противниками клерикализации науки, чтобы понять: что изменится в обществе, если Церковь придет на физфаки и матмехи.

Директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, протоиерей Кирилл Копейкин:

«Сегодня фундаментальная физика – в частности, квантовая механика, – дошла, похоже, уже до уровня онтологических структур мироздания. Это проявляется в том, что не удается обнаружить более «глубокие» структуры. Дело в том, что мы можем прекрасно описать квантовомеханический эксперимент математически, предсказать результаты измерений. Однако мы не понимаем, какая именно реальность стоит за формулами. Мы полагаем, что квантовая механика описывает глубинное устроение мира. Но каким мир является «на самом деле», до сих пор не можем понять.

Наша научная картина мира сейчас, если так можно выразиться, «плоская». Мы исследуем законы природы, но возникает вопрос – а где эти законы находятся? Обычно отвечают – это закон самой природы. Но что значит «самой природы»? Закон должен быть выше того, чем он управляет. Как в государстве – есть граждане, а есть власть.

Сами создатели новой физики обращались к мистической традиции Востока. Бор интересовался Книгой Перемен, Шредингер – Упанишадами. В 1975 году вышла книга Фритьофа Капра «Дао физики», она стала чрезвычайно популярной. Однако параллели между современной физикой и мистическими традициями Востока так и остались просто параллелями. Наш Центр занимается осмыслением достижений науки в контексте библейской традиции.

Мы ищем такой религиозный взгляд на мир, который, с одной стороны, не разрушал бы научную картину мира, с другой стороны – допускал бы существование сакрального измерения бытия.

И вторая большая тема, которую мы поднимаем в Центре – сознание. Каким образом оно возникает, непонятно до сих пор. Обычно мы думаем, что психика – это результат нейронных, физических процессов, которые происходят у нас с вами в головном мозге. Мы понимаем, что это как-то связано между собой. Но как из объективного получается субъективное? Как нечто нематериальное, не обладающее массой, импульсом, энергией, переходит в нечто материальное со всеми этими свойствами – телесное действие? Вся человеческая культура – пирамиды и Джоконда, Гентский алтарь и Страсти по Матфею, фаюмские портреты и Шартрский собор – так же, как и вся цивилизация – от шумерских ирригационных сооружений до межпланетных космических аппаратов Voyager, от сети римских дорог до сети Internet – есть порождение того самого сознания, которого «объективно» нет.

Исследователи утверждают: будущее - за конвергентными технологиями. То есть такими, где удастся превзойти грань между живым и неживым мирами, физическим и психическим, и тем самым позволить создать природоподобные системы с качественно иными механизмами выработки и потребления энергии.

Исследования в области нано- и биотехнологий, генной инженерии, информационных и квантовых технологий должны привести к небывалому расширению всяких возможностей человека. Они приблизят нас к построению системы целостного знания. А это невозможно без учета знания богословского.

Религиозная тяга души неистребима. Раньше казалось, что наука скоро сможет все объяснить, и тогда религия будет не нужна. В конце XX и в начале XXI веков религиозность стала возрождаться, но уже в новых формах. Если секуляризм утверждал, что мир становится все более светским, то сегодня мир встает на путь поиска новой духовности. Социологи называют современный мир постсекулярным. Мы ищем такой религиозный взгляд на мир, который, с одной стороны, не разрушал бы научную картину мира, с другой стороны – допускал бы существование сакрального измерения бытия. Как говорил лауреат Нобелевской премии, физик Вольфганг Паули: «В будущем наука будет не только терпимее к различным формам религии, но сможет, пожалуй, полнее рассматривать целое».

 

Взгляд со стороны

 

Игорь Дмитриев, доктор химических наук, профессор кафедры философии науки и техники философского факультета СПбГУ:

«Приведет ли анализ библейского текста к более глубокому пониманию мира (и научных теорий типа квантовой механики) или нет - заранее сказать трудно, Библия - не учебник физики. Но исторический опыт показывает: чем глубже человек осваивает культурное наследие и религиозные тексты, тем более глубоким и осмысленным становится его понимание мира. Эйнштейн говорил, что Достоевский ему дает больше, чем Гаусс (немецкий физик - «МР»). Речь, конечно, шла не о конкретных физико-математических вопросах (этого у Федора Михайловича нет), но о другом - о философском понимании мира.

Только наивные люди полагают, что так называемые точные науки - это царство формальной строгости, где одни идеи рождаются из осмысления других. При строительстве здания науки в ход идет все - от математического анализа до поэзии и простых житейских наблюдений. И это, если вдуматься не удивительно, ибо мир целостен.

Нуждается ли человек в богословском осмыслении мира? Один нуждается, другой нет. Подавляющее большинство людей нуждается совсем в другом: чтобы было на что жить, не было войны, чтобы детишки радовали».

 

Михаил Садовский, российский физик, академик РАН, заведующий лабораторией квантовой теории конденсированного состояния Института физики металлов УрО РАН, член комиссии по борьбе с лженаукой РАН:

«Я, как и подавляющее большинство современных физиков, атеист, если мягче сказать, то агностик. Рассуждения Кирилла Копейкина на предмет трактовки проблем интерпретации квантовой механики в духе библейских традиций ничего, кроме усмешки, вызвать не могут. Никакого сближения науки с религией нет и в помине. Они как были противоположны в своих основах (знание против простой примитивной веры), так и остаются. Богословски осмысливать современную науку просто глупо.

Проникновение теологов в университеты есть позор России, которая по Конституции пока еще остается светским государством. Надолго ли? Преподавание теологии в некоторых, весьма немногочисленных западных университетах есть анахронизм, связанный с особенностями истории этих стран. В ряде из них (Великобритания, Италия, Греция, Испания) Церковь не отделена от государства. А в нашей стране возникновение специальности «теология» в ряде государственных вузов есть проявление клерикализации общества. 

Проникновение теологов в университеты есть позор России, которая по Конституции пока еще остается светским государством.

Наука в России переживает не лучшие времена. Государственная власть не вполне ясно понимает роль науки в жизни современного общества. Бесплодные попытки найти «национальную идею» ведут к оживлению всяческого, в том числе и религиозного, мракобесия».

 

Андрей Казанский, профессор-исследователь международного физического
центра г. Доностия-Сан-Себастьян, Испания, ведущий научный сотрудник
кафедры квантовой механики физического факультета СПбГУ:

«В рамках Конституции РФ изучение богословия не может осуществляться за счет бюджетного финансирования в государственных учреждениях. Мне неясно, на каких правовых основаниях в СПбГУ существует «Научно-богословский центр», кто и каким образом утвердил этот оксюморон.

Основой естественной науки является супер-постулат: «Существуют незыблемые законы природы». Задачей естественной науки является их изучение с целью использования полученных знаний для изготовления устройств, улучшающих жизнь человека. На вопрос  «Почему законы природы именно такие?» даются два совершенно пустых ответа: «Так устроен Мир!» и «Такова была воля Всевышнего».

Второй ответ тут же вызывает вопрос: «Почему Всевышний ограничил свою Волю незыблемостью законов природы?». Этот вопрос для богословов и философов. Ответ на него неизвестен, но, к счастью, для благополучия и развития человечества, он несущественен.

Вопрос о том, чем является мир «на самом деле», лишен смысла. Для понимания устройства мира человеку нужно отслеживать конкретные причинно-следственные связи. Эти связи познаны тогда, когда они сформулированы на однозначно понимаемом всеми языке и неопровержимо подтверждены многочисленными экспериментами. Богословие  же не связано с экспериментом в материальном мире и терминологически неоднозначно».

share
print