Новости

Бургер как предчувствие. Почему американские бутерброды вновь стали рулить?

Не знаю, заметили ли вы, но этим летом заурядный гамбургер переживает настоящий ренессанс. По иронии судьбы котлета с двумя булками вновь стала символом свободы. На этот раз – самовыражения.


Виноваты в этом хипстеры. Эта смешная субкультура объединила модных молодых людей и девушек, которых отличает любовь к искусству, глянцевым журналам, длинным челкам, велосипедам, гаджетам, экологии и всему винтажному. Хипстеры есть везде — от Владивостока до Калининграда. И даже в таких суровых городах, как Тюмень и Омск они тоже есть. Слава интернету.

Бизнес сразу смекнул, что к чему. Эта субкультура словно создана, чтобы на ней зарабатывать. Очки, джинсы, «айфоны», мастер-классы, фотовыставки. Сайты, созданные для хипстеров быстро отъели аудиторию у традиционных СМИ. На волне увлечения молодежи двухколесным транспортом появились веломастерские. Интернет-магазины предлагают ретровелосипеды. Расцвели кустарные производства — от пошива кожаных чехлов для  «Айфонов», до частных шоколадных фабрик. Хипстеры любят все натуральное, частное, «локальное», и все эти маленькие бизнес-идеи сегодня востребованы. Наконец, часть этого спроса досталась бургерам.

Весной по столице вдруг стали разъезжать частные вагончики. В них люди, у которых даже не всегда была лицензия, делали американские бутерброды с котлетой и двумя булками. Вагончики останавливались у модных клубов. У входов в парки. У проходных университетов. Каждый выставлял доску, на которой мелом писал меню. Например: «Сегодня в продаже бургер с листом латука и двойной говяжьей котлетой по-вильямсбургски». Вильямсбург — район Нью-Йорка, мекка хипстеров. Любое упоминание Вильямсбурга гарантированно повышает спрос на товар.

Дальше — больше. Чередой пошли фестивали и «маркеты» еды. В рамках одного из таких мероприятий всем желающим предложили открыть на день свой ресторан. «Приносите свои продукты, ставьте свои столики и свою кухню - и можете целый день торговать на маркете!» - так гласила концепция. Бургеры всех видов, размеров и расцветок стали главной темой частных лавочек (нечто похожее прошло и в Петербурге, но здесь бал правили пирожные и блины). Из этой же темы вырос новый формат бургерных вечеринок. Во дворах и парках (где есть Wi-Fi) компании тощих очкариков разбивают небольшую жаровню, слушают музыку, ведут разговоры.

Между поклонниками разных сетей фаст-фуда (где следует обязательно зачекиниться) идут нешуточные войны: как между обладателями Canon и Nikon. У бутербродов находятся неожиданные привкусы и даже послевкусия. Про них пишут в Facebook. Фотографии постят в Instagram. Заезжие американцы утраивают кулинарные мастер-классы.

Мои знакомые психологи (они все знают) говорят, что все это проявления протеста - несогласия с реальностью - серой, скучной, где Путин, пивасик, Стас Михайлов и мусор под ногами. Хипстеры придумали себе мир из ярких предметов, где ко двору пришелся нью-йоркский бургер. Пока его не запретили.