В Петербурге открылся музей, в котором можно поиграть на советских автоматах и выпить газировку из детства
В музее собраны все самые популярные модели: «Морской бой», «Магистраль», «Снайпер», «Городки», «Баскетбол», «Хоккей», «Футбол». Как и где собирали экспонаты, столько будет стоить в музее советская газировка и можно ли будет поиграть в морской бой, как в детстве?
«88 игровых автоматов выпускали в Советском союзе! Когда я называю эту цифру, мне не верят!», — говорит 31-летний Александр Стаханов, один из основателей музея советских игровых аппаратов, который открылся в Петербурге 15 июня. Петербургский музей — филиал московского.
Александр Стаханов с нераспакованными советскими игровыми автоматами, которые привезли из Москвы для петербургского музея. Фото: Сергей Николаев, МР.
«Я, как каждый советский школьник, мечтал, чтобы дома стоял «Морской бой». А когда учился в аспирантуре Московского автомеханического института, узнал, что у друга, инженера-конструктора Александра Вугмана, была такая же мечта. Ну, и понеслось». Два Александра и их приятель Максим Пинигин начали искать игровые автоматы по паркам отдыха, звонили в заброшенные кинотеатры, дома культуры. В московском парке имени Прямикова как раз собирались выбрасывать старье.
Раритеты перекочевали в гараж, и приятели с удовольствием начали копаться в механизмах. «Тогда и захотелось создать место, куда можно будет привести детей и показать им, во что ты играл в детстве. Мы подозревали, что если сейчас не собрать автоматы, то они исчезнут с лица земли. Куда бы мы ни звонили – везде отвечали, что автоматы выкинули несколько лет назад», — рассказывает Стаханов.
Вуз предоставил под музей подвал общежития. «Это было бомбоубежище, куда мы начали свозить обломки, чинить их, и спустя полгода устроили шумное открытие, — вспоминает Александр. – Чтобы попасть в зал, надо было пройти охрану института, коридоры, душевые. Так что никто, кроме друзей, в итоге к нам не пришел».
Но среди знакомых друзей оказалась журналистка, которая написала об открытии музея в англоязычную газету The Moscow Times, статью перепечатали Reuters и The New York Times. Потом откликнулись московские газеты и журналы, киношники потянулись в музей за интерьерами СССР. Сейчас музей работает ежедневно – уже в новом, арендованном, помещении. Московская коллекция — 73 игровых аппарата, в Петербург приехали 40.
Из 88 видов советских игровых автоматов удалось найти 50. Очень многие — в нерабочем состоянии. Начинка была большой ценностью для радиолюбителей: как только автомат ломался, детали разбирали. Советские автоматы выпускали 22 военных завода - от Прибалтики до Владивостока. Тот же «Морской бой» делали на предприятии, выпускавшем ракетные системы для кораблей. Со временем друзьям удалось добыть электросхемы на все автоматы.
«Многие заводы еще существуют. Пишем им официальные письма, просим предоставить чертеж электросхемы такого-то года выпуска, — говорит Александр. – Сейчас вот бьемся над тем, чтобы сделать надежным аппарат «Охота», у которого блок фотоэлементов в ружье постоянно выходит из строя. Чтобы получить у Рязанского завода тепловую схему для оптического ружья, надо было столько переговоров провести! А нам без нее никак. Запасных деталей уже не делают, надо придумать, как без них обойтись».
Автомат «Ледокол» обошелся создателям музея в несколько десятков тысяч рублей – он самый дорогой в коллекции. Правда, большая часть суммы пошла на его транспортировку. Автомат нашли через интернет на северном Урале, в 127 км от знаменитого перевала Дятлова. Чтобы его забрать, заплатили транспортной компании.
Многие экспонаты в музей попадали так: кто-то из посетителей вспоминал - «Ребята, у меня рядом с дачей бывший пионерлагерь, там все заброшено и лежат игровые автоматы». Надо было приехать, договориться со сторожем, а если его нет, то просто забрать ценный «мусор».
«Недавно знакомая шла по дачному поселку в Подмосковье и увидела на улице игровой автомат. Мужчина хотел использовать его как верстак, — рассказывает Александр. — Мы приехали, попросили хотя бы запчасти забрать, а из корпуса — делай столешницу! Он между делом говорит: там за забором был лагерь раньше — мы туда, все, конечно, заросло, и вдруг находим в траве ручки к «Истребителю», за которыми долго гонялись! Они имеют ограниченный ресурс, починить — невозможно».
Рынка советских артефактов нет, за автоматами, по словам Александра, никто не гоняется: поэтому и стоят они недорого — в среднем, несколько тысяч рублей за аппарат. «Музей работает — и хорошо! Насколько хорошо — пока не понятно», — так они говорят о выгоде. За шесть лет музей встал на ноги, открылся филиал, предприятие кормит основателей. Александр Стаханов после защиты кандидатской начал преподавать в родном вузе основы предпринимательства.
В петербургском музее собрали все самые популярные модели: «Морской бой», «Магистраль», «Снайпер», «Городки», «Баскетбол», «Хоккей», «Футбол». Это топовые автоматы, которые нравятся даже современным детям. «Подросток видит 40 новых игр — пускай уступающих играм в его телефоне, но зато новых. Поэтому детей не оторвать, — говорит Александр. — «Морской бой» работает безотказно, там же «эффект присутствия»: перископ, резина».
Музей – это не ностальгия по Союзу, говорит Александр: «Это машина времени в детство». О детстве нынешним 35-летним должен напомнить и вкус «той» газировки. Автоматы и рецепт – исторические. Сироп покупают на том же заводе, что и в советское время — Останкинский пищевой комбинат.
«Посетители про нашу газировку говорят: «Раньше она была слаще». Но я-то знаю, что это не так— есть нормы. Мы их уже не соблюдаем, выкрутили сироп на «максимум». Наверное, вкусовые рецепторы наших сограждан испорчены кока-колой и сахаром», — говорит Александр.
Адрес музея: Конюшенная площадь, 2 лит. B. Билет в музей стоит 350 рублей, он включает игру на 15 автоматах и экскурсию по историям сотрудников Союзаттракциона. Чтобы выпить газировки в музее, нужно сначала купить трехкопеечную монету за 50 рублей.