Режиссер Константин Лопушанский: Торренты - разрешить, но пусть каждый стоит по 2 доллара
Пока российские законотворцы переходят к массированному наступлению на пиратство, а из соцсети «ВКонтакте» спешно удаляют популярные песни – сами творцы (музыканты, режиссеры) нередко выступают против репрессий. «Мой район» поговорил с режиссером Константином Лопушанским о его новом фильме «Роль» и о том, стоит ли сажать людей за то, что они бесплатно скачают киноленту с торрентов.
Константин Лопушанский готов представить зрителю новый фильм «Роль» - историческое кино о 20-х годах прошлого века, снятое на черно-белую пленку. В фильме повествуется о, возможно, гениальном актере, решившем, в согласии с идеями символизма и эпохи «серебряного века», прожить чужую жизнь. А точнее, сыграть ее, словно роль. Премьера «Роли» состоится в рамках конкурсной программы 35-го Московского международного кинофестиваля 25 июня. Премьера в Петербурге ожидается в сентябре. В ролях: Максим Суханов, Мария Ярвенхельми, Анастасия Шевелева, Леонид Мозговой, Дмитрий Сутырин и другие.
фото: Сергей Николаев
- О чем Ваш новый фильм?
- О судьбе актерства, о смысле профессии, смысле искусства. Эта тема идет в контексте судьбы России, потому что все, что происходит в фильме – это продукт русской культуры. Часть души главного героя – та Россия, которая как раз и пыталась его уничтожить, расстрелять, а он ей противостоял.
- Вы изучали архивы, кадры хроники?
- В нашем офисе все было увешано фотографиями, чтобы вся группа жила в атмосфере 20-х годов. Подобный опыт развит благодаря Алексею Герману, называется погружением в эпоху. Но в самом фильме хронику мы не использовали. Вообще надо сказать, что в кадре важна каждая деталь: даже газеты того времени. В одном кадре у нас попадается эмигрантская газета, где пишут про расстрелы людей, а в другом - «красная» периодика и подлинные журналы «Нива».
- У героев были прототипы?
- Конечно. Идея нашего фильма была популярна во времена Серебряного века: высшая форма актерского мастерства – это умение сыграть не на сцене, а в жизни. В жизни зритель реагирует впрямую – если ему не понравилось, может застрелить. Игру такого рода, на самом деле, затевали Валерий Брюсов, Андрей Белый и Нина Петровская. Как известно, эта история закончилась трагически. Были и менее известные примеры. Наш герой тоже одержим этой идеей. И жизнь предоставляет ему шанс сыграть роль другого человека.
- Изначально заявлялось, что кино не кассовое. Для кого оно?
- Я надеюсь, что фильм станет знаменательным фактом искусства. Мы серьезно работали над ним три года. В силу эмоциональности материала он вполне может стать массовым. Публика этого фильма, мне кажется, шире, чем у «Гадких лебедей» (фильм Лопушанского 2006 года - "МР"), а у того была хорошая прокатная судьба - фантастика, Стругацкие. Так что посмотрим.
В жизни зритель реагирует впрямую – если ему не понравилось, может застрелить.
- Максим Суханов говорил, что ему очень близка тема фильма. Вы пробовали еще кого-то на главную роль?
- Он уникальный актер, огромнейшего таланта. Тема ему близка, потому что будучи актером по сути своей, он все нюансы роли чувствовал и был способен насытить материал глубиной. Максим был приглашен одним из первых на главную роль, и первая встреча все решила – это было настолько «в цель», что мы больше никого не пробовали.
- У вас снимались финские актеры. Чем они отличаются от наших?
- Большая роль была у Марии Ярвенхельми - она потрясла меня удивительной организованностью. К каждому кадру она была готова! У наших актеров крайне редко это встречается. На пробах Мария сыграла сцену, я подхожу и начинаю ей что-то говорить. И только тут осознаю, что она на самом деле не понимает ни слова, но на отлично выучила сцену на русском и так правдоподобно сыграла ее с партнером. Меня это потрясло.
- Если говорить о современном петербургском кино в целом, где новые «Германы» и «Балабановы»?
- Ну, наверное, растут. Трава всегда растет, даже на камнях. Может, пока их не знают, может, пока их фильмы себя громко не заявили. Я преподаю в Университете кино и телевидения и доволен своими студентами. Среди них много талантливых ребят, они наверняка себя еще проявят. Во ВГИКе в Москве, на высших курсах – тоже талантливая молодежь.
- Наш Университет кино и телевидения был признал неэффективным...
- Недоразумение, его уже признали ошибкой. Это один из самых серьезных вузов. На фестивалях университету часто дают специальные призы. Моя студентка взяла главный приз в Каннах с короткометражной картиной в прошлом году, в этом – студентка Сергея Овчарова в той же конкурсной программе.
- Каким должен быть «Ленфильм»?
- Пока не началось финансирование, не начнутся и преобразования. «Ленфильм» должен быть по силе воздействия на общество, на страну, таким, каким был лет 20 назад. А по оборудованию он должен быть совершенно современным: голливудская технология в лучшем виде. Если новому руководству удастся это создать, то все будет в порядке. А творческие люди есть, они придут на это место святое, в эти стены, как мы говорим, намоленные. Традиции есть кому продолжать.
- Как вы относитесь к ужесточению закона о борьбе с пиратством в интернете?
- Смешно это все. Не от ума. У нас всегда хорошие желания кончаются тем, что «а давайте всех посадим». Я бы предложил разрешить торренты, но только платно. Человек захотел посмотреть фильм – заплатил два доллара. Это значительно дешевле любого билета в кино или диска. Скачал, и все официально. Почему так не сделать – я не знаю. Было бы здорово.