Истории

Привилегированный клуб «Афон»: почему петербургские чиновники предпочитают импортное православие

В Смольном в последнее время работают все больше чиновников, состоящих в «Русском афонском обществе». Стать «афонцами» «могут лица, достигшие 18 лет, совершившие паломничество на Святую гору, разделяющие уставные цели общества, ведущие достойный образ жизни». Кого и почему влечет Святая гора?

СВОЙ КРУГ

В Афонском обществе состоят два самых влиятельных вице-губернатора - Василий Кичеджи и Игорь Дивинский (последний — исполнительный директор «Русского Афонского общества»).

Связаны с «афонцами» вице-губернатор Владимир Лавленцев и вновь назначенные главы районных администраций — Приморского (Николай Цед), Курортного (бывший руководитель партии «За Русь святую» Алексей Куимов), Невского (Константин Серов). Заместителем Полтавченко в Москве служил генерал-майор налоговой службы Александр Громов. Недавно его сын Иван возглавил Комитет по информатизации и связи правительства Петербурга. Влияние «афонцев» на подбор и расстановку кадров восходит ко второму путинскому сроку.

ПОПЕЧИТЕЛИ

18 сентября 2005 года в здании мэрии Москвы был основан «Попечительский совет благотворительного фонда поддержки русских святынь на Святой горе Афон». Сопредседателями Совета избраны тогдашний Патриарх Алексий II, представитель президента России в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко и мэр Москвы Ю. М. Лужков. В попечительский совет вошли министр иностранных дел С. В. Лавров, председатель Торгово-промышленной палаты Е. М. Примаков, заместитель председателя Центробанка В. Н. Мельников, генеральный директор «Рособоронэкспорта» С. В. Чемезов, председатель совета директоров «АвтоВАЗа» В. В. Артяков, президент ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» С. М. Богданчиков, президент ОАО «АФК «Система» В. П. Евтушенков, председатель Совета директоров ООО «НГК «Итера» И. В. Макаров и другие политики и бизнесмены.

С Афонским обществом связаны и другие влиятельные чиновники и бизнесмены — партнеры Владимира Путина по дзюдо Аркадий и Борис Ротенберги, генеральный прокурор Юрий Чайка, председатель попечительского совета фонда Андрея Первозванного, глава ОАО РЖД Владимир Якунин.

Отношение «православных чекистов» к РПЦ — сложное. Слишком многое они знают и о прошлом епископата, и о порядках внутри епархий. Местным иерархам — не доверяют.

Первым «афонцем»-губернатором стал даже не Георгий Полтавченко, а Игорь Слюняев. С 2007 по 2012 годы он возглавлял входящую в Центральный федеральный округ Костромскую область. На последних выборах правящая партия и президент получили в области сенсационно мало голосов («Единая Россия» — 30,74 % Владимир Путин — 52,78 %). Слюняев ушел в отставку, но не потерялся — и через несколько месяцев стал министром регионального развития. Его первый заместитель Николай Цед, как уже говорилось, перебрался в Петербург.

 

ИМПОРТНЫЙ ВАРИАНТ

Что же связывает всех этих людей с Афоном? Мы поговорили на условиях анонимности с несколькими православными священниками и получили такой ответ.

Отношение «православных чекистов» к РПЦ — сложное. Слишком многое они знают и о прошлом епископата, и о порядках внутри епархий. Местным иерархам — не доверяют. Уже упоминавшийся костромской губернатор Слюняев не на жизнь, а на смерть боролся с влиятельным и популярным архиепископом Костромским и Галичским Александром. Раздражала губернатора в Александре его харизма и самостоятельность. В результате Слюняев выиграл. По решению Патриарха архиепископ Александр покинул Костромскую область и возглавил Астанайскую епархию в Казахстане.

Новообращенные чиновники не будут, как обычные граждане, обращаться при случае в милицию или проводить отпуск в Сочи. И вера им нужна особая — не совсем такая, как у электората, а со спецсвященниками. Если для олигархов и связанных с ними чиновников клубными местами стали Лондон, Ницца, Куршевель, Сардиния, то для воцерковленных крупных чиновников — Афон, храмовая гора. Поездка туда — как для мусульман хадж.

Афонские монастыри не подчинены Патриарху Кириллу, они формально принадлежат константинопольскому патриархату. Получается — православие, но не российское. Импортный вариант. Бизнесмены предпочитают хранить за границей деньги, вкладываться в собственность. А православные чиновники — доверять свои тайны греческим духовникам.

К Афону и грекам у русских православных людей и Синода в свое время было немало претензий. Федор Достоевский писал: «Предстоятели православия в Константинополе могут унизиться до интриги, мелких проклятий, отлучений, неправильных соборов и проч., а может быть, упадут и до ереси — и все это из-за национальных причин, из-за национальных оскорблений и раздражений».

Митрополит Московский Филарет об афонских монастырях: «Сии монастыри много выносят из России денег посредством своих сборщиков. И то, что русские идут на Афон иногда не по правильным побуждениям (как, например, потому, что там скорее можно получить монашество и священство) и влекут туда русские капиталы на покупку келий и скитов и на свое содержание, не заслуживает поощрения».

В начале XX века Россия даже посылала к Афону канонерскую лодку «Донец», чтобы подавить движение «имяславцев» — православных сектантов. Епископ пермский Пафнутий отрицал подлинность знаменитого «пояса Богородицы» и считал, что Богоматерь провела свои последние годы не в Афоне, а в Иерусалиме или Эфесе. Старообрядцы именно афонских греков считают инициаторами реформ Никона и раскола русской церкви.

Но имеет ли это значение? Горы, воздух, святые источники, вкусная средиземноморская еда, мощи, легенды, личный духовник. Никаких нищих, или тучных священников на «Майбахах», или толп молящихся пенсионеров и бюджетников. Православие класса люкс. Закрытый клуб. Как у ельцинских теннисистов или дзюдоистов при Путине.

 

МНЕНИЕ

Кирилл Копейкин, протоиерей, директор Научно-богословского центра СПбГУ, кандидат богословия:

«Я сам был в русском монастыре Святого Пантелеймона на Афоне. Приезжая туда, словно попадаешь в средневековую Византию. Это православные монастыри, у нас есть евхаристическое общение — мы можем вместе причащаться, вместе совершать таинства. Мы можем сослужить друг другу — когда священнослужители из Греции приезжают к нам, они у нас в храме служат, и мы у них. Различий у нас нет никаких. Только на Афон женщин не пускают.

Почему популярен у нас Афон? У человека есть тяга к сакральному. Душу колбасой не накормишь. В чем смысл церковных таинств? В них происходит нечто, что нам самим непонятно. Но это нечто дает нам силу справляться со сложностями.

Я думаю, если человек занимается, например, бизнесом — он живет очень непростой жизнью, ему каждый день приходится решать массу вопросов. И его душа нуждается в том, чтобы ей была оказана помощь. Естественно, он задает себе вопрос — где бы он мог эту помощь обрести? Еще Геродот писал, что мир устроен таким образом, что самые удивительные вещи находятся на самом краю Ойкумены. Человек склонен думать — и не только сейчас, так было всегда — что где-то далеко, наверняка, лучше, что здесь уже все «не то».

Не думаю, что, к примеру, Валаам по интенсивности духовной жизни хуже, чем Афон, я знаю некоторых монахов Валаамских. Но человеку всегда кажется, что настоящее — где-то далеко. Хотя что такое монастырь: самое главное там — это общение с Богом. Поэтому в таких местах, как Афон, Валаам, присутствие Божие ощущается в гораздо большей степени, чем здесь у нас».

share
print