Новости

Григорий Нехорошев, который разводил Путина пять лет назад: граждане имеют право знать слухи о президенте

«По мировым стандартам вы все правильно сделали. Но вы же понимаете, в какой мы стране живем», - говорил мне в трубку владелец газеты «Московский корреспондент», олигарх Александр Лебедев 14 апреля 2008 года, после публикации в газете статьи про слухи о возможном разводе Владимира Путина и его неформальных отношениях с одной из депутаток Госдумы.

11 апреля  2008 года газета «Московский корреспондент» выпустили статью, в которой сообщалось о предстоящей свадьбе президента России Владимира Путина и гимнастки Алины Кабаевой. Анонс материала был размещен на первой полосе газеты. Дело закончилось скандалом, цитированием материала ведущими СМИ, в том числе западными, закрытием газеты «Московский корреспондент». Официальная причина закрытия издания - прекращение финансирования.

«Ты что, решил из Лебедева сделать второго Ходорковского?», - нервно кричал мне в трубку пресс-секретарь бизнесмена.

Но я не чувствовал угрызений совести. По Закону о печати, только я как главный редактор нес всю ответственность за тексты в газете. Об этом же я сказал и товарищам из какой-то спецслужбы, которые допрашивали меня еще через пару дней о происхождении слухов. Но они тоже утверждали, что в нашей стране живут «не по законам, а по понятиям».

Хотя именно разразившийся после публикации скандал наводил на мысли, что слухи возникли не на пустом месте. Мне много раз за эти годы приходилось повторять: если бы против газеты подали тогда судебный иск, то мы бы не смогли доказать свою правоту, и скандал бы затих сам собой. Но вместо иска газету попросту закрыли, наивно полагая, что если нет газеты, то не будет и слухов.

Александр Лебедев все эти годы придумывал оправдательные версии, одна нелепее другой: от самой невинной, будто бы вся редакция была в подпитии, когда готовила скандальную статью - до самой парадоксальной, в интервью Ксении Собчак и Ксении Соколовой для журнала GQ, будто бы в редакции статью эту никто не писал, а вставил ее в типографии в номер сам Лужков. И хотя на суде представители Лебедева доказывали, что имели в виду совсем другого Лужкова, мэр Москвы Юрий Лужков суд выиграл и заставил журнал извиниться.

С Юрием Лужковым олигарх Александр Лебедев враждовал со дня выборов мэра Москвы в 2003 году, на которых был одним из главных оппозиционных кандидатов.

Я все же склоняюсь к мысли, что политический эффект от этого поступка не был главным мотивом. Двойная жизнь, думаю, тяготит даже сильных мира сего.

Но я абсолютно уверен, что граждане имеют право знать даже слухи о первых лицах государства. И большинство моих коллег тоже не понимало, почему президент так нервно отреагировал на публикацию о его возможном разводе? Неужели он осознает себя монархом, жизнь и судьба которого священна, и не предполагает даже возможности существования вполне естественных человеческих чувств и житейских страстей и разочарований? И даже если это отчасти так и было, то мы помогли ему спуститься на землю. Мы же президента выбирали, у нас не монархия.

После того, как президент заявил, что он разводится, несколько корреспондентов крупных западных телекомпаний спрашивали меня, - какие политические мотивы прячутся за этим решением. Я даже «повелся» на эту игру, и предположил, что из-за начавшейся борьбы с коррупцией, в которой уже фигурируют близкие президенту люди, он сделал некий упреждающий шаг: наверняка у кого-то могли быть какие-то неоднозначные доказательства сложности его семейных отношений. Но теперь они не имеют никакого значения, развод объявлен. Даже непримиримый критик президента Борис Немцов написал в своем блоге: «Президент редко совершает честные поступки. Заявление о разводе, - честный поступок».

Я все же склоняюсь к мысли, что политический эффект от этого поступка не был главным мотивом. Двойная жизнь, думаю, тяготит даже сильных мира сего.

Но как бы там ни было, в результате оказалось, что живем мы все же «по мировым стандартам», и даже у российского президента могут случаться неприятности в личной жизни. Хотя, чтобы это подтвердилось, потребовалось пять с хвостиком лет, но и Москва не сразу строилась. Так что вы верной дорогой идете, товарищи. А журналисты, я вас уверяю, вам всегда помогут. Не гарантирую, что все без исключения, но бывшие сотрудники «Московского корреспондента» точно помогут. Нас не так уж и мало: газета была толстая, ежедневная. Хорошие у меня были коллеги, большинство из них ни минуты не жалело о публикации скандальной когда-то статьи.