Общество

В Петербурге увеличивается разрыв между богатыми и бедными

«Коэффициент неравенства» (официально называется коэффициентом фондов) в Петербурге за 10 лет вырос в два раза - с 9,9 до 19,4. Таковы данные Петростата. Удивительно, но факт: количество людей, которые считают себя бедными, при этом уменьшилось в разы.

Высчитывают коэффициент «неравенства» так: среди всех опрошенных выделяют 10% самых богатых и 10% самых бедных (считают доход на члена семьи). Затем среднедушевой доход богатых делят на доход бедных, в итоге и получается коэффициент неравенства. В опросы не попадают олигархи. Опрашивают обычных  горожан.

«19,4 - это очень серьезная разница, - комментирует Татьяна Протасенко, старший научный сотрудник Института социологии РАН. – В СССР коэффициент составлял 4-6, это нормальное соотношение между доходами богатых и бедных».

По словам социолога, в северных странах, например, в Швеции, разница между доходами богатых и бедных почти незаметна. «Это достигается за счет помощи бедным: пособия, льготы. Чтобы «низ» жил лучше, все шведы платят большие налоги – около половины доходов, у них есть даже налоги на пенсию».
Сократить разницу можно двумя способами: повысить доход «низов» и ограничить доходы «верхов». Первое зависит от эффективности экономики (производительность труда в России в три раза ниже, чем в Финляндии) и господдержки.

«Здесь надо быть осторожным. Греция как раз платила гражданам высокие пособия, пенсии, хотя не могла себе это позволить. Потому такие последствия», - объясняет Татьяна Протасенко. 

Зарабатывание денег у нас ограничивает людей в их желании быть теми, кем бы они хотели быть. То есть они занимаются не тем, что нравится.

Выявлять неравенство сейчас стало сложнее – люди скрывают доходы, рассказывает социолог.

Самое интересное, что, формально оставаясь бедными, многие горожане перестают себя таковыми считать. По данным исследования, которое проводил социологический центр «Мегаполис», к бедным в 2009 году причисляли себя 18% петербуржцев, а в 2012 – только 6,5%. Это люди, чей личный доход равняется 15 тысячам рублей в месяц. Средним классом считают себя сегодня 60% (было 49%). Их доход в среднем – 25 тысяч в месяц. Достаточно обеспеченными себя считают 6,5% (было 3%), с доходом в 34 тысячи рублей.

Среднедушевой доход петербуржцев (на члена семьи), по данным «Мегаполиса», менялся так: в 2004 году – 4 тысячи, 2008 год (кризис) – 13 тысяч, 2012 год – 17 тысяч.

«Доходы – это отражение того, что есть в экономике, - говорит Татьяна Протасенко. – Есть и другие показатели уровня жизни. Например, количество гамбургеров, которое можно купить на среднюю зарплату. У нас это 331 «Биг-мак», в США - в два раза больше. Или стоимость бизнес-ланча: у нас она сопоставима с бизнес-ланчем в Дании. А зарплаты отличаются на порядок. Все это говорит о том, что помимо низких зарплат у нас еще и сильно завышенные цены».

Еще один критерий - сколько процентов от общего бюджета человек тратит на еду. У нас, по словам Татьяны Протасенко, 60-70 %. Европейский уровень - 15-20%.

Яна Крупец, доцент Высшей школы экономики, изучала отношение россиян к деньгам. Ее удивили два момента. «Зарабатывание денег у нас ограничивает людей в их желании быть теми, кем бы они хотели быть. То есть они занимаются не тем, что нравится, - делится социолог – Также удивила логика трат. Большинство опрошенных просчитывает, планирует траты. Но если траты связаны с удовольствием, включается иррациональное отношение к деньгам - их перестают жалеть».

По данным Яны, самый строгий учет деньгам ведут малообеспеченные горожане. У остальных такая логика: «если начинаю считать каждую копейку, значит, я скатываюсь в нищенство».

В целом, люди оценивают свое положение как более стабильное, чем несколько лет назад (хотя заметно больше зарабатывать они не стали). Повышается финансовая компетентность, меньше берут товаров в кредит - время ажиотажных покупок уходит.