Истории

Русские и кавказцы никогда особенно не дружили, просто раньше ситуация была другая

В России весьма агрессивно насаждают православие, а между тем, тысячи славянских парней и девушек почему-то предпочитают ислам. Чечня становится все более религиозной, хотя ее лидер Рамзан Кадыров играется в новомодные игрушки типа «Инстаграма». Выходцы из Чечни провели кровавую акцию в Бостоне, дав почву для вывода, что у терроризма все-таки есть национальность. Эти вопросы «Мой район» обсудил с кандидатом исторических наук, исламоведом Владимиром Бобрoвниковым.

 

Бывает, что русские ребята принимают ислам, и причины здесь разные. Все, разумеется, зависит от самого человека. Какое воспитание он получил, была ли у него религиозная семья. Вообще, жить только по канонам ислама на Кавказе считается маргинальным. Образование, современная культура — это довольно серьезные препятствия для того, чтобы девушка согласилась жить в семье с авторитарными мусульманскими порядками. Хотя традиции еще крепки, и мы это учитывали, проводя социологические исследования: женщин опрашивали женщины, мужчин — мужчины. Что касается молодых людей, русских, живущих в крупных городах, то для них изучение ислама — скорее, хобби, хотя многие отдают этому все свободное время. Я встречался с такими ребятами и фанатиков среди них не видел.

Есть еще один мотив для принятия исламской веры — социализация. Скажем, человек переезжает жить в дагестанское село, по семейным обстоятельствам или еще почему-то. Вокруг все мусульмане, и на иноверца они смотрят косо. Без общения жить невозможно, поэтому человек обращается в ту же веру. Но это редкая ситуация, потому что в селах народу почти не осталось, все стремятся жить в городах. В селах - тяжело: работы нет, условия отвратительные. Молодежи там теперь нет. В основном, кавказские ребята стремятся переехать в Москву, а за границу и в Петербург уезжают очень немногие.

Дружба Рамзана Кадырова с Жераром Депардье не придала популярности последнему. На родине, во Франции, к нему предъявляли претензии за поощрение кровавого режима. Сам я не изучал внимательно чеченского лидера, я специалист по Дагестану, и могу сказать, что к Кадырову другие лидеры наших кавказских республик относятся без пиетета. Все его игры в современность -  «Инстаграм», Депардье, футбол — к имиджу ничего не прибавляют и ничего не отнимают.

Дружба русских и кавказцев — не миф и не истина. Конечно, в советские годы все внешне выглядело куда благополучней. Но заметьте: туризм ни в Дагестане, ни в Чечне развит не был. Русские туристы, желая полюбоваться красотами Кавказа, дальше Минеральных вод не забирались. Можно ли говорить о дружбе между народами, если они друг с другом и не общались толком? Если бы не землетрясение, после которого горцев почти насильно переселили в долины — это было проще, чем помогать им восстанавливать сакли — они до сих пор жили бы очень обособленно. Я знал одного старика, который искал учителей для ребенка, чтобы тот не ходил в русскую школу. Думаю, он был не единственным. Чтобы дружить издавна, надо хорошо знать друг друга, а Кавказ получил окончательное описание только в 60-е годы позапрошлого века. При этом в представлении русских писателей Кавказ был краем Свободы, в частности — от полицейского надзора. Возможно, фигура Кадырова поэтому не выглядит типичной среди соплеменников, но, повторяю, коллеги-президенты критиковать его не спешат.

Было заметно, что на руководящие должности в Дагестане выдвигаются представители определенных народностей: аварцы, например, и это тоже не укрепляло дружбу.

  • ERM_8476
  • ERM_8482
  • ERM_8490
  • ERM_8497
  • ERM_8501
  • ERM_8507
  • ERM_8519
  • ERM_8525
  • ERM_8526
  • ERM_8530

Недавно в Бостоне произошел теракт, устроенный американскими чеченцами — братьями Царнаевыми. Но говорить о том, что терроризм обрел-таки конкретную национальность, и чеченцы теперь настигают своих жертв даже за океаном — преждевременно. Скажу банальность: у меня много знакомых чеченцев, которые террористами не стали бы ни при каких обстоятельствах.

Исламский фундаментализм, ставший косвенной причиной нынешних терактов, восходит к XII веку. Современный исламский терроризм, как мне кажется, является порождением афганской войны, а точнее - американской администрации времен холодной войны, которая пыталась использовать ислам для борьбы с коммунизмом.

Когда установили причастность братьев Царнаевых к теракту в Бостоне, Кадыров, помнится, заявил, что к Чечне эти люди не имеют никакого отношения, потому что выросли в Штатах и получили тамошнее воспитание. Правда, он посочувствовал семьям погибших. Исламский терроризм хорошо известен в Палестине, где чеченцев и близко нет. А в Европе, в Британии, действует ирландская республиканская армия, которой тоже не чужды эти методы. Так что нет у терроризма никакой особой национальности.

share
print