Все в Петербурге знают про антитабачный закон, но никто его не соблюдает
1 июня вступил в силу антитабачный закон, запрещающий курить внутри ряда учреждений и на расстоянии ближе 15 метров от них. Корреспондент «Моего района» посетил городские вокзалы, больницы и автобусные остановки, чтобы лично убедиться: закон никто не соблюдает. Опрошенные курильщики обвинили депутатов Госдумы в том, что те думают только о себе.
Больницы
«Эту Думу расстрелять мало. Помереть спокойно не дадут», - синий от татуировок мужичок с сигареткой докуривал у крыльца областной больницы. На вопрос, что он будет делать после запрета, отреагировал очень бурно. В больнице по случаю воскресенья было не много народу, и все курильщики со страхом ждали понедельника, поскольку им объявили, что жесткий закон начинает работать именно 3 июня. Со страхом и равнодушием. «Все равно не будут всех штрафовать, это невозможно», - поясняли пациенты. Больница делит двор с госпиталем ГУВД, и можно легко представить, как лечащиеся стражи порядка, пожелав заработать на то же курево, запросто могут пройти 50 метров, выловить курильщика и предложить ему откупиться от протокола. Штраф за курение в неположенном месте – довольно серьезный, 1-1,5 тысячи рублей. Фактически курение приравнено к проезду перекрестка на красный свет.
Если говорить серьезно, то первые две недели курильщиков не будут наказывать – только предупредят.
Интересно, что почти все опрошенные «МР» курильщики помянули «собачий» закон: дескать, принять-то его приняли, а собаки по прежнему гуляют без намордников и гадят где попало. Правда, один респондент сделал такое резюме: «Вот полиция вместо того, чтобы хулиганов ловить, ловит собачников, с них можно по-быстрому штраф срубить». А другой заявил: «Вот за собаками по-прежнему никто не следит, потому что не будет же полиция этим заниматься». Стоит отметить, что административные комиссии несколько раз в месяц рассматривают мелкие правонарушения вроде брошенного мимо урны окурка и хождения по газону. И даже если выносят предупреждения, а не назначают штраф, виновнику достается нервотрепка. Так что полиция, если попасться ей на глаза во время некоего запрещенного действа, вполне может среагировать.
В областной больнице, институте травматологии и в больнице Святого Георгия курильщиков было не много, и тем более – никто из них не стоял перед входом, все прятались внизу. Зато крыльцо Елизаветинской больницы дымилось, как костер. В стационаре мало хронических больных, зато много «пьяной травмы», в общем, контингент соответствующий.
Из 30-ти пациентов, толпящихся на крылечке, не курили только пятеро. Здесь же дымили сотрудницы – медсестра и повариха. Как оказалось, в больнице только что вывесили объявления о том, что с 3 июня курить на территории заведения будет запрещено. Но сделали это явно для проформы. Воспитательной работы с персоналом и пациентами не проводили, штрафами не пугали. А медсестры как раз обсуждали, на чьи плечи ляжет обязанность по выявлению и наказанию курильщиков: ответственного за пожарную безопасность или на охранника. Сошлись на том, что, кем бы он ни был, с ним можно будет договориться.
«Лежачие больные, конечно, не курят, - рассказала медсестра, - но стоит им встать на ноги, сразу идут во двор и начинают дымить».
Монолог обреченной
«Мне скоро будет 43, из них 25 лет я курю, - говорит Светлана, пациентка отделения легочной хирургии. Ей поставили осторожный диагноз «новообразование правого легкого». – У нас в палате есть две женщины, которые никогда не курили, а у них такое же новообразование. Мое мнение - нельзя запрещать, не оставляя людям никакой лазейки. Курительной кабины нет. Уходить за территорию нельзя, могут отобрать пропуск. Да и далеко ли уйдешь с дренажами и банкой под халатом. На территории курить вроде как тоже нельзя. Пусть борются с курением, а не с курильщиками. Знаете, я один раз почти бросила. Мне подарили на день рождения таблетки, и я ими заменила сигареты. Но таблетки дорогие… Вот у нас облагают сигареты акцизами, и сборы идут неизвестно куда. А может, пусть сигареты будут еще дороже, но к каждому блоку будет в обязательном порядке прикладываться пачка таких таблеток? А вдруг кто-нибудь захочет попробовать? А вдруг ему поможет?
Мне вот сначала помогло, но потом… Кружится голова, иду к врачу, он говорит: пройдет. Чувствую слабость, врач опять говорит: пройдет. Действительно, прошло, когда я снова закурила. Врач особо не вникал в мои проблемы и в историю избавления от вредной привычки. Сейчас я думаю, что если бы вник, и вообще – если бы в городе был врач, который специализируется именно на оказании помощи бросающим курить, все могло сложиться иначе».
Автобусные остановки
Остановка у вокзала в Зеленогорске тянется на 200 метров: закончилась зона одной остановки - начинается другая. Чтобы отойти от ее середины на 15 метров, надо или лезть через забор, или выходить на проезжую часть. Сейчас, пока солнечно, курильщики не мешают. Зато в дождь, когда все набиваются под козырек, приходится терпеть человека с цигаркой в одном метре от себя. Впрочем, запрет на курение на остановках ступит в силу только в следующем году.
На двухсотметровой остановке одновременно находились человек 50, но курильщиков было только двое. Опрос показал: бросать курить никто из них не собирается, полицию они не боятся, так что даже прятать огонек не будут, если увидят человека в форме. И вообще, петербургские «никотинозависимые» оказались удивительно тактичными малыми. Они заявили: если вам мешает наш дым, скажите, и мы отойдем.
В городе у метро все спокойно дымят. Практически на каждой станции есть по несколько курильщиков. Все слышали про антитабачный закон, но делают вид, что не знают, вступил ли он в силу.
«Так Госдума же отказалась от этого закона…»
«Закон начнет действовать в понедельник, по телевизору сказали».
«А кто меня оштрафует? Вы?»
«Штрафовать сейчас не будут, посмотрят, как будет действовать правило без штрафа».
И никто не заявил, что постарается за две недели бросить курить.
Вокзалы
Порядок на вокзалах блюдет ЧОП «Магистраль», сотрудники которого заявили, что штрафовать и даже гонять курильщиков они не имеют полномочий. У входа на пандус Ладожского вокзала деловито покуривала большая группа приезжих, но охранник не обращал на них внимания. «За дверями, пусть на расстоянии всего пяти метров, должна работать полиция, а не мы», - пояснил чоповец.
На Ладожском вокзале есть отдельное, но не оборудованное специально место для курения – этакий закуток на открытой парковке. Поэтому на самом вокзале, как и на перроне, никто не курил. Дорогу к закутку любезно указывал полицейский.
На Московском курительной кабины не было. «Где тут можно покурить потихоньку?», - поинтересовались мы у охранника. Тот указал на внутренний двор. Но поскольку здесь все еще территория вокзала, курильщики явно нарушают правила.
На Балтийском вокзале дымом не пахло, зато привокзальный пятачок, он же автобусная остановка, дымился, как вулкан. Девушка с сигареткой, стоило задать ей вопрос про новый закон, демонстративно отсчитала 15 шагов от крайнего столбика с маршрутом, отвернулась и затянулась.
На перроне станции «Удельная» мужчина долго и с удовольствием дымил, не обращая внимания на соседей. Пришлось напомнить ему о новом законе.
- А я курю не на территории, - заметил он. Его рука с сигаретой опиралась на забор, пепел стряхивался уже на ту сторону. Нет, на 15 метров я руку вытягивать не умею. – Потом окинул взглядом перрон, где из 200 пассажиров курил только он один, и отметил: «Какие все напуганные… И послушные».
Подъезды
Курить в подъездах – удел обладателей квартир без балконов. Таких больше всего в старых домах. Но в них зачастую имеются черные лестницы. Вот на них и собираются дымить несчастные курильщики.
Там, где нет лестниц, все зависит от конкретного человека: или он наплюет на соседей и будет дымить дальше, или приучит себя бегать на улицу, или – совсем фантастический вариант – надавит на ТСЖ, чтобы в подъезде поставили кабину.