Новости

Рецензия: «Великий мастер» - философский мордобой под вечным дождем

В российский прокат вышел «Великий мастер» - первый крупный фильм Вонга Карвая за шесть лет и первый удачный - за тринадцать. На этот раз гений неторопливого, живописного и чуть-чуть унылого арт-хауса снял мордобойный блокбастер... впрочем, никогда еще морды не били так красиво.

Этот фильм задумывали чем-то вроде михалковского  «Предстояния» - да не будет «Великий мастер» осквернен неудачным сравнением. И там, и там - исторический блокбастер, снятый за очень большие (по меркам национального кинематографа) деньги. И там, и там - замечательный режиссер, лучшие годы которого позади. И там, и там - отчетливый социальный заказ: если не всматриваться, фильм вышел о том, какие китайцы суровые и страшные.

Главный герой - Ип Ман, легендарный мастер боевых искусств, популяризатор кунг-фу. Персонаж он был весьма двусмысленный - поддерживал Гоминьдан и боролся с коммунистами, тем не менее за последние пять лет вышло сразу пять биографических фильмов про Ип Мана. Его вклад в культуру Китая огромен; нам, красноголовым европейским варварам, достаточно одного занимательного факта: Ип Ман - прямой учитель Брюса Ли.

И все-таки Вонг Карвай - не Никита Михалков. А фильм, несмотря на триумф в китайском прокате, лишь замаскирован под блокбастер. Кончено, его можно смотреть и просто как двухчасовой боевик в жанре martial arts - и, поверьте, никогда еще кунг-фу не было таким красивым. Но в этом якобы экшене совсем мало голливудского действия, в этом якобы байопике совсем мало обстоятельств -  история медлительна, проста и строга, как античный эпос. Фантастической красоты и сложности драки перемежаются странными витиеватыми диалогами (мы вряд ли считываем смыслы, тем более в переводе, а китайцам нравится).

 

И вообще китайцы хуже марсиан: тех хоть просто не существует, а эти вроде есть, но инопланетно-непонятны. У Карвая полно тем, которые европейский зритель не считывает, а если считывает - не получает удовольствия. Например, тема разделенного Китая (Карвай родился в Шанхае и живет в Гонконге, который хоть и стал формально китайским, но отличается от  Большой Земли больше, чем Москва от России). Рассеченная надвое родина - это сквозило даже в «Любовном настроении»,  казалось бы, максимально оторванном от исторических реалий. Не просто так ведь ничего не выходит у грустных любовников - они самой историей разделены.

 «Великий мастер» еще сложнее для понимания - китайская история легла в основу его фабулы (начало 30-х, японская оккупация, гражданская война, победа компартии, разъединение Китая). Хотя, если честно, фабула тут важна не более (и не менее) чем события мифа, определяющие ход античной трагедии. Фильм, разумеется, не о победе над японцами - он о времени и об искусстве его останавливать. Недаром главный формальный прием - замедленная съемка. Чисто боевое величие Ип Мана, «великого мастера» -  в том, что он видит движение в тот момент, когда противник только начинает его совершать. Но его подлинное величие - в том, что он с течением времени сохраняет себя неизменным, несмотря на все бури истории. Второстепенные герои потихоньку любят, убивают и предают друг друга, а Тони Люн в роли Ип Мана бродит между ними, как между ожившими статуями, и выдает фирменную улыбку Мона Лизы - возможно, после просмотра этого фильма у вас появится такая же.

«Кунг-фу» - это и есть «мастерство», таков дословный перевод с китайского. Владение какими-либо техниками - хоть речи, хоть письма, хоть драки, хоть киносъемки -  то, что отделяет нас от животных.  Получается, великий мастер Вонг Карвай снял фильм про саму природу человеческого. И в российском прокате его ждет полный провал: маловато морд разбито и многовато неторопливых прогулок под меланхоличным китайским дождем.

 

Страна производства: Китай

Бюджет: около 40 млн долларов

Автор сценария и режиссер: Вонг Карвай

В главных ролях: Тони Люн, Чжан Цзыи и другие

 


РЕЖИССУРА: 8 из 10

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 7 из 10

СЦЕНАРИЙ: 7 из 10