«Гагарин. Первый в космосе» - первый масштабный художественный фильм о Юрие Гагарине. 6 июня он выходит в широкий прокат. Основной лейтмотив фильма – борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхдержав – СССР и США. Исполнитель главной роли и генеральный продюсер фильма рассказали «МР» о процессе съемок.
Ярослав Жалнин, исполнитель главной роли.
Фото предоставлено кинокомпанией «Кремлин Филмз»
- Какой факт из биографии Гагарина оказался самым неожиданным, удивительным, впечатляющим для вас?
- Гагарин не боялся круто поворачивать свою судьбу и речь не только о полёте, потому что это не только его «поворот», а о его жизни в целом. Глядя на его историю, я понимаю, что важно продолжать искать свой путь и двигаться, мотивируясь своими желаниями, а не обстоятельствами. Слегка похоже на коммунистический лозунг, но таков был пример Гагарина.
- Кто из людей, с которыми вам пришлось встречаться на съемках особенно вас впечатлил и чем?
- Перед центрефугой я как настоящий космонавт проходил медкомиссию.Наверно, самые строгие врачи - это врачи космонавтов. Вот они мне хорошо запомнились: я проходил медкомиссию для некоторых испытаний, так вот люди в белых халатах отнеслись ко мне с той же серьезностью, что и к настоящим космонавтам, и как бы я ни рвался, допустили меня совсем не до «Гагаринских» нагрузок.
- Что было самым сложным в съемках? Приходилось ли летать, прыгать с парашютом?
- Каждое съемочное утро я спрашивал себя: ну когда же будет легкий рабочий день? Но каждая смена была наполнена либо физической нагрузкой от подтягиваний до перетягивпния каната - весело, но сил требует, особенно после 5-ти дублей, либо сложнейшей игровой сценой, либо и тем, и другим одновременно. И ввиду того, что мы отказались от пластического грима, за которым я был бы защищен от внешней «неправды», мы обрекали себя на еще более сложный путь. Ведь теперь приходилось очень внимательно создавать и внешнюю схожесть. Но это нам и помогло. Задачи у нас другие стояли: рассказать о красоте и силе души первого космонавта, а не выиграть конкурс двойников. А на самолетах я полетал вдоволь, даже на пару секунд в невесомости оказался. Первые дубли ушли в корзину: пугался и упирался руками в стекло кабины. Наверно, самыми запоминающимися стали сцены с центрифугой и полетом. Пришлось пережить экстренное приземление из-за течи в баке... Тогда многое мелькнуло в голове.
- Как, почему решили прийти на кастинг? Правда, что на кастинге актеров просили улыбаться, как Гагарин?
- Улыбаться на первых пробах никто не просил, режиссер мне говорил: делай что делаешь. Поправки касались, в основном, оценок восприятия «Гагариным» событий в картине. Вот через это важно было пройти. А уже в разгаре проб реконструкции хроникальных кадров я выполнял все, что делал Гагарин на видео. Это было как экзамен.
- Встречались ли с дочерьми, женой Гагарина, изучали ли какие-то документы?
- Считаю, что это было правильным: не встречаться с семьей во время съемок. Все, что было нужно, они донесли автору сценария, мне, наоборот, нужно было объективно подходить к своей работе и не стремиться попасть в чье-либо видение. С дочерью Еленой я познакомился на премьере: она подошла ко мне после и сказала : «Вы большой молодец. Я видела, как вы волновались, работая над картиной».
- Ваше внешнее сходство с Гагариным помогало или мешало? Уловили ли сходства в характерах?
- Сходство мне не мешало, потому что я убежден, что оно минимально. Даже представить не мог, что хоть с какого то ракурса похож на него. Но близкие теперь говорят обратное. В любом случае, это было работой: создать общеизвестный образ на экране. А желание быть похожим, конечно, появилось. Это случилось во время изучения его биографии. И хочется не быть похожим на Гагарина, а иметь внутри себя космическое стремление «вперед и вверх».
- Были случаи, когда вы для себя определяли: сценарий хороший, но роль – не моя?
- От сценариев приходилось отказываться. Пару раз это было из за «брошенности» персонажа по ходу картины. Сейчас многие считают, что заинтересовать актера лучше количеством съемочных дней, а не качеством материала. Не стремлюсь заработать все деньги мира, профессия актера - удивлять.
Олег Капанец, генеральный продюсер и соавтор сценария фильма.
Фото предоставлено кинокомпанией «Кремлин Филмз».
- В тренде - Харламов, Яшин… Скажите честно, Гагарин – это заказ государства на формирование легенд? Откуда взялась идея?
- Это не заказ, идея родилась у меня шесть лет назад без подсказок сверху.
- Сколько раз переписывался сценарий и почему?
- Сценарий переписывался несколько раз, искали правильный концепт, так как рассказать всё невозможно не в силу запретов, а в силу формата кино. Надо было выбрать и скомпоновать главное, просто делать автобиографическую линейку было бы неинтересно.
- Вы сознательно делали упор на внешнем сходстве актеров и героев? Почему не стали звать «звезду» - как Козловского в «Легенде»?
- Мы сознательно искали незамыленного артиста, который бы совпал, в первую очередь, по энергетике с Ю.А. Гагариным, ну и, конечно, обаяние и знаменитая улыбка. Кастинг улыбки мы не проводили, а вот по весу и росту отбор был, как в жизни. Космонавт должен был быть компактным, т.к. в корабле было тесновато, была проблема с перевесом. За несколько дней до полета пришлось убрать часть электрооборудования и запас для жизнеобеспечения, оставив питание только на 10 дней.
- В первом отряде космонавтов были два лидера — Юрий Гагарин и Герман Титов. Как вы думаете, почему Гагарин все-таки стал первым, а Титов – вторым? Что нового узнали о Титове, их взаимоотношениях во время съемок? Как отбирали актера на роль Титова?
- Гений Сергея Королева заключался в том, что он мог предвидеть, и выбор Гагарина был связан не только с полетом, так как все претенденты были отлично подготовлены, важно было вернуться из космоса и рассказать миру правду о нем. Лучше всего сам Титов сказал об этом в конце жизни: «Правильно, что выбрали Юру, так, как его, меня бы не полюбил весь мир!» Хотя всю жизнь он очень переживал, что оказался вторым.
- Изучали ли вы закрытые, секретные документы о жизни Гагарина?
- Да, изучали. Секретную информацию о первом полете в большом объеме открыли перед его 50-летием. Встречался с дочерьми, много интересных деталей использовали для более точного раскрытия образа.
- Как делали сам полет: корабль «Восток», космос, старт – все нарисовано на компьютере или что-то строилось в реальности?
- Корабль «Восток» воссоздавали по чертежам в натуральную величину, сотни людей строили стартовый стол в Крыму, а капсулу собирали в Москве в павильоне. С помощью компьютера делали взлет и космос.
- Для вас остались белые пятна в биографии Гагарина?
- Остались. Главное - нет точного объяснения причин его гибели.
- Как вы разбирались в эпизоде с гибелью Гагарина – от чего все-таки уклонился их самолет? Существует много версий.
- Гибель мы показывать не стали, на эту тему можно сделать отдельное кино.
- Что для актеров было самым сложным в съемках?
- Актеры летали в самолетах, прыгали на батутах, сидели в барокамерах, всё по-настоящему, а как иначе? Это же фильм про Гагарина.