Общество

РПЦ - самый большой антисемит в стране. Это правда или нет?

История противостояния еврейства и Русской православной церкви тянется, по одним данным, тысячу лет, то есть со дня крещения Руси, по другим – лет двести. Сейчас в этом противостоянии наметилась новая стадия, и дело тут уже не в евреях, а в самой церкви, которая обрела новое дыхание после 70 лет атеизма.

Адвокат Константин Ерофеев изучил все вехи антисемитизма с точки зрения юриста и государственника. Своими результатами он поделился с «Моим районом».

8% населения, как показывают соцопросы, терпеть не может евреев, а это ни много ни мало – 10 миллионов человек.

Как известно, в Конституции перечислены три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, четвертой ветвью считается пресса, а пятой, как мне кажется, давно уже стала Церковь, хотя де-юре такой власти нет, и у нас светское государство. События последних лет, да даже последней недели – с принятием нового закона об оскорблении чувств верующих – укрепляют в мысли, что де-факто все иначе.

Кто виноват в смерти Христа?

Иудея в 30-е годы нашей эры – часть Римской империи, и власть в ней держалась на штыках римских легионеров, но все же у иудеев было привилегированное положение. Надо было только платить дань кесарю – и можно делать что хочешь. Корни античного антисемитизма именно отсюда. Христианство в то время всем представлялось как некая иудейская секта, и до IV века в империи не особо различали христиан и иудеев.

Страдания Христа начинаются с его ареста. А кто его производил?

Не первосвященники, как считается, а римские легионеры, возглавляемые своим начальником. Если уж ненавидеть виновников, то надо распространить свою ненависть и на тех, и на других. На всех, кто бил Иисуса, пока его вели на первый суд - у первосвященников. Судов, как вы знаете, было два. Первосвященники признали Христа виновным в богохульстве, а это действительно каралось смертной казнью. Но полномочий на такие приговоры у местных властей не было, и они отправили его на суд к прокуратору, префекту Понтию Пилату. Одни признали виновным, но не могли наказать. Пилат не признавал виновным, но наказал. Да, ему пришлось публично умыть руки, потому что толпа требовала крови, а сам он ее не хотел. Но что это была за толпа? Неужели только иудейский народ собрался в этой претории - месте, где Понтий Пилат осуществлял свое правосудие? Много ли она могла вместить? Да местные жители с утра отправились на рынок. Что сегодня, что тогда на судебные заседания ходили только энтузиасты определенного рода, а остальным дела не было до бродячего философа. А на еврейскую Пасху стекались люди со всех уголков страны, то есть не только евреи. Я сомневаюсь, что Пилат допускал широкие народные массы, которые могли решить дело криком и поощрять казнь Иисуса Христа. Кто-то пришел по должности как служитель Синедриона, кто-то - праздношатающийся… Это они кричали: пусть кровь будет на наших руках. А римский наместник с ними согласился. И казнь прошла по римскому обряду.

В Иудее в качестве казни было побивание камнями: вспомним Марию Магдалину. А распятие – это римская казнь. Как казнили рабов из отряда Спартака? На таких же крестах. Почему же гнев обрушился только на евреев?

В дальнейшем, как мы знаем, иудейскую веру стали преследовать, жгли синагоги, как, впрочем, и зороастрийские храмы. Предали Христа – отвечайте.

Антисемитизм в России

Наши антисемиты любят козырять словом «жид», упирая на то, что, по Далю, оно означает еще и «жадного скрягу». Однажды я присутствовал на одной научно-практической конференции и наблюдал, как у некоего гостя развязался язык после выпитого. Он все рассказывал, как «ненавидит жидов, но не евреев». Но вы все, сказал он, тоже жиды, потому что, если б вы были хорошие люди, вы бы меня поддерживали. Сейчас за одно такое слово человека можно обвинить по уголовной статье за экстремизм, но антисемитизм по-прежнему цветет.

В России приняли православие тысячу лет назад, в 988 году. Евреи в стране были экзотикой до раздела Польши в XVIII веке. А потом, как правильно сказал Солженицын, жили 200 лет вместе.

Ни в коем случае не хочу сказать, что православная Церковь поощряла погромы, но были разные точки зрения на этот счет. Многие священники входили в Союз русского народа. Поскольку в эту партию вступил и действующий император Николай II, он же записал туда своего сына, туда ринулись записываться многие - не только искренние сторонники идеи.

Потом произошла революция – претензии к евреям усиливаются, потому что среди революционеров их было много.

Антисемитизм во время войны

Разумеется, как в случае с казнью Христа, так и в примере Второй мировой войны, нельзя возлагать вину на весь народ в целом, а лучше изучить деятельность каждого отдельного представителя. Рассмотрим, допустим, священников. Во время войны РПЦ поддерживает Гитлера: некоторые священники из РПЦЗ даже просили американцев не помогать России. В свою очередь, гитлеровцы, врываясь в очередное село, сразу же позволяли открыть и восстановить закрытую большевиками церковь.

В войну представители разных конфессий проявляли себя по-всякому. Папа Пий XVI практически не отреагировал, когда ему жаловались на бесчинства Гитлера, а жаловался ему, кстати, венгерский кардинал - при том, что Венгрия была весьма профашистской страной. Зато в Болгарии православные священники сказали, что лягут на рельсы, если начнется депортация евреев в концлагеря. И они их спасли. То же происходило в лютеранской Дании. Как мы видим, везде хватает примеров: плохих и хороших. Но дело в том, что католические священники публично покаялись после победы и после признания нацистов военными преступниками. Католики признали, что не смогли или не захотели остановить массовые убийства людей. Православные – нет. Вернее, это сделал Патриарх Алексий II, но уже спустя полвека после окончания войны.

После войны евреи сначала ощущали защиту со стороны Сталина, потом пришло резкое разочарование: дело врачей, раскрутка «сионистской теории». 

Сейчас у нас возрождаются партии под теми же названиями, что и сто лет назад, в частности, Союз русского народа. Правда, в Думе ее еще нет.

Еще один штрих: Русская православная церковь за рубежом всегда несла монархическую идеологию. Потом она объединилась с РПЦ. И единая церковь стала монархической. Она ориентируется на действующего правителя, это очевидно. А недавно Патриарх Кирилл сказал: пусть у нас церковь отделена от власти. Но мы сами – то есть патриархия – отделять ее не собираемся.

Можно посетовать, что в такой ситуации неправославным конфессиям придется несладко. Но, к счастью, люди сами начинают делать выбор. Очень многие, например, заинтересовались буддизмом. Ну а в школах подавляющее большинство ребят и родителей выбирает курс по светской этике.