Истории

С обильным SMS-спамом сами люди борются успешнее, чем сотовые операторы

В Петербурге власти почти не борются со спамом. Это касается любых рассылок: бумажных, электронных, телефонных. В других городах у антимонопольной службы в активе выигранные дела и взысканные с рекламодателей штрафы - правда, чепуховые. У нас со спамом сражаются, в основном, энтузиасты. Иногда, кстати, с выгодой для себя.

Спамеры делятся на:

- Почтовых

- Уличных промоутеров

- Метрополитеновских

- Работающих с e-mail

- Телефонных

- Рассылающих SMS

 

Электронное спамерство

 

Спам в электронной почте понемногу сходит на нет. А вот бороться с телефонным спамерством с каждым годом все сложнее. К счастью, компаний, которые его практикуют, не так много: в основном, провайдеры и разносчики пылесосов. Бороться с пылесосами просто: надо сразу сказать, что вы уже купили это чудо техники. Колл-центр провайдера же может проявлять редкую назойливость: звонить на стационарный и мобильный телефоны, причем, с разных номеров, чтобы избежать включения в черный список. После жалоб начальству операторы затихают на несколько месяцев, но затем ваш номер снова каким-то образом оказывается у них в базе.

К сожалению, справиться с этой бедой сложно, даже если ужесточить законы. Так, в Израиле ввели весомые штрафы за рекламные звонки. Специалисты колл-центров не перестали звонить людям, но сбрасывали звонок после первого гудка, а обладатели мобильников, конечно же, перезванивали, чтоб узнать, кто их искал. И слушали рекламу, причем, за свой счет. Привлечь рекламодателей к ответственности было невозможно в принципе: ведь клиент звонил сам, специально, чтобы послушать…

Практически каждый петербуржец может рассказать историю, как попался в сети хотя бы одной рассылки. Заполнял договор в банке, магазине, выдающем покупательские карты, или в автосалоне. Увидел вопрос: согласны ли вы получать оповещения о наших новинках? Дальше есть два варианта: или поставил галочку сам, или не поставил, но это потом сделала чья-то хитрая рука.

Сотовые операторы предлагают банальный набор противодействий. Не «светить» где попало свой номер. Обращаться к ним и писать заявление: возможно, с рекламщиком разберутся. На пропущенные звонки можно отзваниваться с другого номера или не отзваниваться вообще.

SMS-спам стал настоящим бедствием. В городе появились компании, которые помогают людям бороться со спамом, но, как выяснил «Мой район», они представляют такие же агентства по рассылке SMS, просто с претензией на цивилизованность. «Мы рассылаем SMS только тем, кто дал согласие. Никто же не спорит, что SMS-рассылка – дело нужное и полезное, одно информирование о банковском счете чего стоит. А послания от МЧС? Мы их получали в тренировочном режиме (кстати, корреспонденту «МР» оно пришло на три часа позже объявленной тревоги). Но все же лучше, чем ничего. Если будет наводнение, во сне не утонем», - говорят в одном из таких агентств.

Сервис Smsnenado обслуживает весь Северо-Запад. Их работа – звонить или писать в компании, рассылающие свой спам через сотовых операторов. Корреспондент «Моего района» проверил эффективность на собственном опыте, пожаловавшись в один день на банк, салон красоты (в этих двух местах номер мобильника был неосторожно рассекречен, но согласие на рассылку, конечно, не давалось). А еще на такси, компанию по ремонту потолков, магазин колес и электроники. С тех пор SMS приходили только из салона, остальные надоеды куда-то делись. Но, во-первых, это не значит, что навсегда. А, во-вторых, конкуренты спамеров множатся с каждым днем.

По подсчетам сервиса, наиболее часто – в 31% случаев – им жалуются на таксистов. На втором месте – ночные клубы (16%). На третьем – банки и микрокредитные организации (8%). По 6% собрали финансовые пирамиды (!) и магазины косметики, 5% – у спортклубов и одежных магазинов, 4% – у юридических фирм, 3% – у доставки еды. За январь-апрель было получено и обработано 65 тысяч заявок, из них 25 тысяч – от петербуржцев. Москвичей – и тех меньше мучают.

Представитель компании Анна Лютенко рассказала, как она боролась с SMS-спамом:

- Было много жалоб на Триколор-ТВ, я стала туда звонить, по их общему номеру 8-800-..., не дозвонилась. Положила трубку, и мне тут же пришла от них SMS. Срисовали мой номер, получается, в базе его быть не могло, я же не абонент. Были и разные мелкие казусы: приходит спам про бары и магазины, расположенные в других регионах.

- Говорят, что базу номеров «сливают» компании - владельцы платежных терминалов?

- По большому счету, нет. Юридически там все чисто: я оплачиваю услуги через терминал, в процессе обработки заявки «нечаянно» соглашаюсь на рассылку от самой компании-владельца терминала и ее партнеров. И вот здесь уже вопрос этики. Есть компании, которые прямо указывают, что это терминальная рассылка (QIWI, например), тогда человек понимает, почему он получает послания, и может предпринять хоть какие-то действия, чтобы отписаться. Другие компании позволяют своим партнерам делать рассылки под собственными именами. Так действует, например, «Новоплат». И с Qiwi, и с «Новоплатом» мы сотрудничаем. 

- А на какие деньги вы существуете, если оказываете помощь бесплатно?

- На те же самые. Делаем SMS-рассылку, но только для тех, кто согласился на это. Исправляем ошибки. Вписываем в послания имена абонентов, потому что безымянное обращение – первый признак спама. Этот рынок все равно будет развиваться, очень уж дешевое средство рекламы. Значит, чем раньше его сделают цивилизованным, тем лучше. Еще у нас есть сервис по рассылке сообщений от судов и приставов.

Стоит отметить, что сотовые операторы тоже как могут борются с рассылками. «В 2011 году мы зафиксировали по всей России более пяти миллиардов спам-сообщений, а в 2012 - уже около девяти миллиардов, - рассказала Людмила Чехова, пресс-секретарь Северо-Западного филиала «МегаФона». - Основной поток спама идет из сетей других операторов. Мы в прошлом году отправили им две тысячи запросов на блокировку соответствующих номеров. «Своих» спамеров тоже блокируем. Злоумышленники, как правило, выбирают SMS-центры относительно небольших региональных операторов или покупают у них же короткий номер, подставляют вместо номера набор символов и рассылают свои сообщения по абонентам. При этом в законе «О связи» не прописано взаимодействие с такими отправителями».

По словам Людмилы Чеховой, у компании есть техническое решение, которое  позволит оградить абонентов от подобных нежелательных спам SMS-сообщений, осталось только дождаться поправок в закон.

 

Бумажное спамерство

 

С бумажным спамом не может бороться полиция - только консьержи и частные охранники. Даже метро стало выглядеть неопрятно из-за порхающих по платформе бесплатных газет.

«Вы, наверное, давно не были в Москве, - заметила пресс-секретарь ГУП «Метрополитен» Юлия Шавель. – Вот уж где метро грязное. Мы тоже страдаем от спамеров. Например, тех, что расклеивают несанкционированные листовки на эскалаторах и в вагонах. Такой деятель увидит, что его заметили и, не дожидаясь полицейского, швыряет свои флаеры на пол, они потом, конечно, разлетаются. Отсюда и мусор. В метрополитене строгие правила, и несанкционированную рекламу заклеивают сразу. Специально есть белые клеящиеся листки для этих целей. Вечером их отскребают».

Служителей метро так утомили нелегальные клейщики, что они применили против них излюбленный метод служебных приставов: автодозвон. Теперь по тем номерам, что были указаны в объявлениях, невозможно дозвониться: все время занято. Конечно, рекламщики стали умнее и указывают названия сайтов: устроить DDOS-атаку все-таки сложнее.

share
print