Истории

Последнее интервью Алексея Балабанова «Моему району»

Это интервью Балабанов дал «Моему району» в январе 2013 года. Единственный российский режиссер, одинаково любимый хипстерами и бандитами из 90-х, автор культовых народных и артхаусных фильмов («Брата-2» и «Замок», словно, снимали разные люди) угнездился в кресле, заказал грейпфрутовый сок и в окружении камер, снимающих в жанре реалити каждый его шаг для документального фильма, ответил на вопросы «Моего района» – о нечестных людях в интернете, умных бандитах, благодарной Европе и съемках своего последнего фильма.

– Герои «Я тоже хочу» отправляются в путешествие за счастьем. Это вообще характерно для нас – решать вопрос не во времени, а в пространстве?

– Это фантастический реализм. В фильме все настоящее от начала до конца. Ни одного профессионального артиста, поэтому это реализм. Что колокольня приносит счастье – фантастика. Почему они туда поехали, я объяснить не могу.

«МР»: Сюжет описывает путешествие пяти человек к мистической Колокольне Счастья, которая по слухам находится где-то между Санкт-Петербургом и Угличем, рядом с уже давно не работающей атомной станцией. Музыкант, бандит с другом по имени Матвей и его престарелым отцом, а также молодая девушка пытаются отыскать это загадочное место и обрести счастье.

– Вы обычно критичны к собственным фильмам. Как оцениваете «Я тоже хочу» спустя полгода после съемок?

– Это нестыдный фильм. Я не говорю, что он хороший или плохой. Мне за него не стыдно. Просто не стыдно, и все.

– Непрофессиональные артисты всегда органично смотрятся в кадре, когда играют сами себя (Юрий Матвеев и Александр Мосин сыграли бандитов, Олег Гаркуша – музыканта, вы – режиссера), или это зависит от подбора исполнителей?

  • Aleksei_Balabanov_(1).jpg

    Фото: Олег Беляев, «Википедия»

  • Aleksei_Balabanov_(2).jpg

    Фото: Олег Беляев, «Википедия»

  • 148442_0_640x591.jpg

    Фото: Андрей Федоров, Trend

  • 148445_0_640x430.jpg

    Фото: Андрей Федоров, Trend

  • 148448_0_640x442.jpg

    Фото: Андрей Федоров, Trend


– Я не знаю. Они не артисты... В фильме просто рассказывают свои истории, как рассказали их мне. Каждая история реальная.

– Всегда есть искушение «приукрасить» реализм актерской игрой, когда камера включается…

– Они не артисты, поэтому не реагируют на камеру. У меня был фильм «Жмурки», где все играют, – жанровое кино, черная комедия. Больше нигде нет актерской игры.

– А почему вам не нравятся профессиональные актеры? Их как-то неправильно учат?

– Почему, меня устраивают актеры. Просто я знаю профессионалов, уже снимал их, они мне неинтересны.

– По интернету гуляет цитата (якобы ваша), что русский народ не любит евреев и другие национальности, и вы отражаете это настроение в кино. Действительно так?

– Не знаю, что там написано. У меня интернета нет, я даже смс-ку прочесть не могу. Эти слова, может, не я произнес. И не я написал. Например, один человек написал, что в Венеции меня плохо принимали (в сентябре на Венецианском фестивале Алексей Балабанов представлял фильм «Я тоже хочу» – прим. «МР»). Ни один человек не ушел из зала! Вы можете спросить у тех, кто там был. Пять минут аплодировали, потом ко мне подошла женщина и попросила встать. Такая овация началась! Так и с интернетом: людям нельзя верить, они субъективны очень. Человек, который написал о Венеции, соврал. Может, кто-то вышел в туалет, а потом вернулся.

– Для вас вообще важно, как аудитория реагирует на фильмы?

– В Венеции важно!

– А в Петербурге?

– Ну это… (скептически пожимает плечами). Я в Венеции четыре раза был, в Каннах четыре раза, в Монреале два раза. Во всех фестивалях участвовал, кроме Берлинского. Мелкие фестивали – все объездил. Много наций видел. Скоро отправляемся в Париж. Завтра – к Кустурице поеду в деревню. Пригласил меня. Кино, наверное, понравилось. Специально человек приехал из Сербии, будет сопровождать нас с женой. Мне нравятся фильмы Кустурицы.

– Созрела категория молодых людей, которая считает Данилу Багрова своим нравственным ориентиром. Как вам такой выбор? Почему сегодня нет героев?

– Потому что герой Сережи Бодрова обаятельный. У него очень положительное обаяние. Он таким и был, как в фильме, – настоящим. Никакой он не убийца. Помню эпизод: мы сидели в Каннах на лавке. Я говорю: «Давай кино сделаем вместе». Он говорит: «Давай». За неделю написал сценарий, мы стали очень быстро делать фильм. Со всеми друзьями, на своих квартирах, что там говорить: мы любили снимать такое кино. Из музыкантов никто даже денег не попросил. Фильм стоит меньше 100 тысяч долларов.

– Это фильм про 90-е, или сейчас такая история тоже возможна?

– Нет, конечно, нет! Сейчас все другое. Во-первых, музыканты постарели. Мир стал другой. Сейчас все компьютерное.

– Вам нравится общаться с бандитами?

– Мне интересно общаться с ними. Сейчас это другие люди, они изменились. Сейчас они бизнесмены, причем очень продвинутые. Они мои друзья. Саша Мосин, например, в молодости прошел Афган. Что он мог делать? Теперь он бизнесмен, я его снимаю. В пяти фильмах у меня снимался. Бандиты умные, они гораздо умнее многих вокруг нас. Мы просто общаемся, ходим в баню. Они мне помогают. Рассказывают истории. Решают вопросы.

– У вас не принято спрашивать про политику. Тем не менее, кандидат в президенты Прохоров использовал цитату из «Брата» в качестве слогана: «Сила в правде!». Как вы к этому отнеслись?

– Первый раз от вас об этом услышал! Политикой не интересуюсь вообще. На выборы не ходил ни разу в жизни. Мало ли, кто что взял.

– Алексей Октябринович, вы как-то обмолвились, что собираетесь, цитирую, «склеить ласты»…

– Да. Я уже нездоровый человек, могу в любой месяц умереть. Поэтому не берусь большой дорогой фильм выпускать.

– Собираетесь доработать «Американца» и про Сталина снимать?

– «Американец» – нет. Про Сталина уже начал. Пытаюсь сценарий писать.

«МР»: В ноябре 2012 года появилась информация, что Алексей Балабанов снимет фильм о молодых бандитских годах Сталина в Грузии. «Американец» – незаконченная картина режиссера 2004 года. На одну из ролей он планировал пригласить Майка Тайсона.

Алексей Балабанов родился в Свердловске. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. В 1981—1983 проходил службу в армии, летал в страны Африки и Азии. Незадолго до окончания службы был переведен в ВМФ. Работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии. В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров. С 1990 года живёт и работает в Петербурге.

Экранизировал классику: «Счастливые деньки» Самуэля Бэккета («Счастливые дни», 1991) и «Замок» Франца Кафки (1991). В 1998 году выпустил «Брата» – культовый фильм об эпохе. В 1998 году в Каннах состоялась премьера фильма «Про уродов и людей» – одного из самых жестких в творчестве Балабанова. Среди других его картин: «Брат-2» (2000), «Война» (2002), «Жмурки» (2005), «Мне не больно» (2006), «Груз 200» (2007), «Морфий» (2008), «Кочегар» (2010) и «Я тоже хочу» (2012). Лауреат множества международных конкурсов и фестивалей.

share
print