Ночная гроза 13 мая в Петербурге болезненно сказалась на городском движении сегодня утром. Нет, мостовые не превратились в моря, а ветер не снес рекламные щиты. Но почти сотня городских светофоров вышла из строя, и город встал в пробках. 14 мая нам также обещают грозу.
Утром сервис «Яндекс.Пробки» показывал 7 баллов, хотя обычный показатель утреннего часа пик – 6 баллов. Проблемные очаги возникали по всему городу. Где-то оперативно прибыли гаишники-регулировщики, где-то царил хаос. По информации spb-auto, сложности начались с самого центра – с пересечения Невского и Литейного проспектов, а также Невского и Фонтанки. В Приморском – угол Репищева-Вербной и крайне оживленная и запутанная Комендантская площадь.
В Петроградском – у Гренадерского моста. Обводный канал, соединяющий несколько районов, весь превратился в мертвую зону. Читатели и сотрудники редакции «Моего района» жалуются на проспект Энгельса, Наличную улицу, на выезд с 16-й линии налево на набережную Шмидта, на Гороховую улицу. Хаос в и без того тяжелом месте – у Благовещенского моста – это практически готовое ДТП.
Сломанные светофоры провоцируют аварийные ситуации, говорят автомобилисты. Например, на 16-й линии Васильевского большой поток, больше, чем на соседних. «Все эти машины выдавливаются на набережную, но там машины несутся, как сумасшедшие: как же, вырвались наконец из пробки, - пожаловалась Элина. - Лично я смогла выехать, только когда справа от меня оказалась фура, а я - как будто была под ее защитой. Так мы повернули налево под рев клаксонов: перекрыли, негодяи такие, дорогу всем остальным. А то, что мы в разрешенном месте не могли свернуть пять минут, никого не касалось».
Стоит отметить, что в узловых местах с раннего утра дежурили инспекторы ГИБДД, но, например, на Васильевском их не было, видимо, район считается периферийным. А в Дирекции по организации дорожного движения, которая и заправляет светофорным движением, собрали экстренное совещание с подрядчиками – «Ленэнерго» и прочими.
С 10 вечера 13 мая до 10 утра 14 мая диспетчерам поступило 90 заявок о сломавшихся светофорах, причем 70 из них были отключены полностью, остальные перешли в желтый мигающий режим. До полудня удалось восстановить работу 40 объектов, в основном, на крупных магистралях, и выбор был определен не только повышенным трафиком, но заботой о пешеходах. В иных местах ГУ ДОДД просит следовать дорожным знакам приоритета.
Об этом «МР» сообщила пресс-секретарь дирекции Мила-Мария Горячева.
Еще надо учесть, что лишь часть светофоров погасла из-за перепада напряжения в самих аппаратах – в Центральном районе случилась беда на самой подстанции. Не то чтоб город не был готов к таким форс-мажорам – но они действительно редко бывают.
«Мне было жалко инспектора на Светлановской площади, он так махал палкой, что весь употел, - говорит водитель Олег. - Как известно, регулировщик от пробки никогда не спасет, ведь светофор виден издалека, а гаишник - только когда приблизишься вплотную, поэтому все едут медленно. Но спрашивается, почему нельзя было починить светофор еще вчера, он еще до грозы не работал...»
«Дополнительных сил и средств на ликвидацию последствий грозы у нас действительно не предусмотрено, - отметил автомобильный эксперт Дмитрий Попов. - Можно по личной дооговоренности выставить дополнительные бригады ремонтников, которые разберутся со светофорами, но обычно это не делается. У нас норматив по восстановлению работы светофора, предусмотренный временной инструкцией МВД 1995 года. Если отмечены нарушения в работе запрещающих сигналов и знаков приоритета – 24 часа на устранение, если имеется нарушение питания (обрыв кабеля, сработавший автомат защиты или питающий блок сломан) – то 72 часа. Это огромный срок. Как мы знаем, сегодня имеет место именно нарушение питания: скорее всего, светофоры не сломались, а просто в них сработала аварийная защита, повылетали все предохранители. Но у управляющей компании официально есть трое суток для устранения проблемы. Возможно, они справятся быстрее».
Как известно, с жалобами на неработающий светофор нужно обращаться в аварийную диспетчерскую по телефону: 766-35-74. Правда, сегодня все утро телефон был занят или звонки сбрасывались.
По словам Дмитрия Попова, гроза – это действительно редкий случай, а настоящей проблемой для светофоров становятся талые воды. Ведь питание подходит из-под земли – конечно, строители прокладывают кабель в специальном футляре, но иногда на нем экономят, и используют дренажные трубки вместо герметичных футляров. В результате, если появляется пробой, светофор сразу переходит в режим желтого мигания.
Отключения светофоров в результате грозы можно было б избежать, если бы устанавливающие их фирмы не экономили на заземлении. Заземление каждого светофора – а их в городе, напомним, 1400 – это копание двухметровой ямы, чтобы забить туда гигантский штырь, даже несколько штырей. Потом все это положено пролить специальным соляным раствором, который действует как проводник. Эти работы выполняются не всегда, и это одна из причин, почему предохранительные системы вырубаются регулярно. Страдают от этого и совсем новые светофоры, например, на площади Труда.
Еще следует учесть, что светофоры, связанные в один умный узел, могут провоцировать пробку аж в другом районе. Скажем, если на Невском отключился светофорный блок, то на соседней магистрали светофор может нечаянно переключиться на другой режим, коих у нас не меньше десятка. И будет, пока этого не заметят, работать не как для утреннего часа пик, а как для вечернего, когда все двигаются в противоположном направлении. Последствия понятны.