Город

«Мой район» и «Красивый Петербург» протестировали Большую Морскую: должна ли она стать пешеходной?

С началом туристического сезона в Петербурге муссируются разговоры о новых пешеходных улицах, которые, конечно же, нужны, особенно летом. На них можно размещать открытые кафе, сувенирные лавочки, устраивать концерты и детские праздники. Организация «Красивый Петербург» предложила окультурить Большую Морскую от Невского до Дворцовой площади. Весь день во вторник, 7 мая, на улице работали волонтеры, подсчитывавшие людские и автомобильные потоки. «Мой район» тоже принял участие в операции.

Поскольку организация «Красивый Петербург» выросла из «Наблюдателей», инструмент подсчета был заготовлен заранее – механический таймер, который используется на выборах, чтобы четко отмечать количество людей, подошедших к урне. Щелк-щелк кнопкой – и механические валики отсчитывают цифры. Замеры проходили раз в час по 15 минут, затем показатель умножался на 4 – получались итоговые цифры. Из кафе на углу отлично просматривались и оба тротуара, и «зебра». Отдельно активисты вели подсчет заезжающих на улицу машин, ставя палочки на листе. Большая Морская, как многие другие центральные улицы, предназначена не столько для движения, сколько для стояния, а про несквозной аппендикс между Невским и аркой и говорить нечего. В период с 8 до 9 утра туда ради бесплатной парковки стекаются обитатели близлежащих офисов, несмотря на знак «кирпич» на въезде. Это первая категория автомобилистов-нарушителей. Вторая – те, кто заезжает с Невского, чтоб тут развернуться, поскольку левый поворот на Большую Морскую запрещен. Свои пируэты они творят прямо на «зебре», на глазах у гаишников.  

Сначала пешеходы ходили не очень активно, хотя мы и насчитали 591 человека за 15 минут, что соответствует 2364 за час (в противовес 64 автомобилям в час). Но потом три раза подряд протопали суворовцы: сначала еще совсем юные, выглядевшие даже младше 14, потом – подростки, и так – три колонны по 30-60 человек. Затем промелькнула группа штатских школьников. Вообще, среди пешеходов преобладала молодежь, как будто пожилые люди разлюбили гулять по Петербургу. Да, он не похож на Ленинград, но все-таки…

«С утра были припаркованы 92 машины, из них шесть – с нарушениями, - сообщил глава «Красивого Петербурга» Красимир Врански. – Велосипедистов были единицы. Скамеек тут, как мы видим, нет совсем, как нет их и на Дворцовой площади. Вот люди погуляют по центру, заходят посидеть на солнышке, а куда им идти? Только в Александровский сад».

Тут машина, крутящаяся на пешеходном переходе, чуть не сбила прохожего – летчика в парадной форме. Тот, похоже, даже не обиделся. Еще одна машина, гаишная, вроде бы перекрыла заезд, но как только загорелся зеленый, лихо свернула налево и, завершив этот запрещенный маневр, весело умчалась. «Я считаю только те машины, которые въезжают на этот участок, а выезжающих – нет, - пояснил Красимир. – Хотя почти все они ездят туда-сюда: парковочные места заняты, но люди еще на что-то надеются».

По словам лидера «Красивого Петербурга», на поиск потенциально пешеходных улиц его вдохновил недавний визит в Данию, где апологет велосипедного движения Ян Гейл демонстрировал бригаде петербургских чиновников, депутатов и городских активистов преимущества жизни в городе, отказавшемся от автомобилей. Не совсем, конечно, от них отказались, но 40% всего трафика составляют велосипеды и ролики. Кстати, пешехода, топчущего велодорожку, и «двухколесного», катающегося по тротуару, там штрафуют на тысячу крон, а это 125 евро.

«Мой район» проанализировал предыдущий опыт внедрения в Петербурге и даже составил рейтинг, в котором учитывается популярность у горожан, отсутствие автомобилей (в противном случае улица свою функцию элементарно не выполняет), комфортность обитания и наконец – притяжение в эти места бизнеса и всевозможных объектов туриндустрии.

Андреевский бульвар

6 и 7 линии Васильевского острова от Большого до Среднего превратились в бульвар 12 лет назад. До этого момента улица представляла собой сплошную парковку и выглядела очень непрезентабельно. Все началось с реставрации Андреевской церкви, затем появился фонтан, памятник Василию с трубкой и на пушке и киоск в виде конки. Улица вымощена удобной крупной плиткой. Вокруг появились не только кафе, но открылся даже «Новый музей». Большое число гуляющих объясняется близко расположенной станцией метро. По улице почти не ездят машины: даже инкассаторы или местные жители умудряются проехать так, чтобы не мешать окружающим.

Малая Садовая

Это едва ли не первый пример превращения улицы в пешеходную – реорганизация имела место еще в конце 90-х. Украшения - фон­тан «Вра­щаю­щий­ся шар», па­мят­ник фо­то­гра­фу, кот Ели­сей и кош­ка Ва­си­ли­са. Елисей как Чижик-пыжик работает еще и аттракционом по подбрасыванию монет.

Здесь же имеется выход в один из самых длинных и художественных проходных дворов – Малая Садовая, 6. Но для большого променада улица не годится: ее длина всего 179 метров.

Малая Конюшенная

Открыта 2 сен­тяб­ря 1997 го­да. Украшения – памятник городовому в конце и Гоголю - в начале. Там же стоят часы, которые в настоящий момент отсчитывают время до Олимпиады. Улица не до конца избавилась от автомобилей, поэтому сидеть там, скажем, в открытом кафе – не очень-то приятно. Зато можно полюбоваться настоящей брусчаткой.

Кроме того, заслуживает упоминания Соляной переулок. Здесь разрешено автомобильное движение в обе стороны: знаков «въезд запрещен» нет. Но проезжая часть – довольно узкая, в отличие от тротуаров, и тоже вымощена плиткой, поэтому уважающие себя автомобилисты ездят здесь медленно и редко, по правилам езды в жилой зоне.

Менее удачные примеры

1-я Советская улица. Сначала представляла собой стихийную автостоянку, затем – городскую, платную. Два кафе с летними террасами не стали работать и закрылись.

Улица Правды и Большая Московская – это самая длинная пешеходная зона

Самая длинная пешеходная зона – улица Правды и Большая Московская, которые вместе составляют километр, являют собой скорее неудачный пример. Первое обстоятельство – ужасное состояние плитки и ливневых решеток: где-то ее явно недостает, где-то плитка вздыбилась, а решетки проломились: ходить здесь элементарно опасно. Вторая беда – обилие припаркованных машин, которые бестрепетно паркуются на тротуаре, хотя паркомест вроде бы достаточно. Третье – забавные памятники и скамейки тут есть, но отдыхать на них совсем не так комфортно, как можно подумать – в частности от того, что автомобильный трафик никуда не делся, его просто отодвинули. Соответственно, уличных кафе в этой зоне нет. И наконец, ради пешеходной улицы автомобилистам, двигающимся в сторону Владимирской площади, оставили только один ряд, а этого крайне мало, и пробки здесь – постоянные.

Торгово-пешеходные улицы

Есть места, где за предоставленное преимущество пешеходам следует благодарить бизнес. Таков например крытый променад у «Гранд-каньона» на проспекте Энгельса или Финский переулок, где уничтожили не только автомобильное движение, но и трамвайное. Улицу застроили торговыми павильонами, но, хотя на ней и стали отдыхать люди, большинство прохожих старалось обходить этих отдыхающих стороной. Павильоны недавно снесли, тем более, что они портили перспективные виды на здания-памятники. Сейчас администрация Калининского района собирается-таки воссоздать пешеходную зону, но уже в европейском стиле, лучше всего – финском, и заодно открыть ярмарку финских товаров.

Несбывшиеся примеры

Отдать пешеходам (и общественном транспорту) предлагали и Средний проспект Васильевского, и площадь Искусств, и улицу Рубинштейна, и часть Садовой от Сенной до Невского. Последний пример – Леонтьевская улица в Пушкине, которую хотят превратить в «Улицу музеев». С такой идеей также выступила районная администрация.