Фасады и окна в Петербурге моют с риском для прохожих
В Петербурге настала пора общегородской мойки фасадов, и в поле зрения все чаще стали попадать промышленные альпинисты, вооруженные щетками и ведрами. Видимо, мытье стекол не кажется столь уж высококвалифицированным занятием, поэтому нанимают на эту работу необученных ребят. В редакцию «Моего района» обратились горожане, которых смущают нарушения, сплошь и рядом допускаемые уборщиками. Прохожие боятся получить по голове сорвавшимся ведром. И за альпинистов боятся тоже.
«Сегодня стал свидетелем вопиющей ситуации, - пишет наш читатель Томас. - В нашем городе много работы для промышленных альпинистов. Дело это сложное и требует четкого следования законам и техники безопасности. Но ребятам из этой компании, которые моют бизнес центр «Орбита», что располагается на Большом проспекте Петроградской стороны, похоже, не до этого. Все думают только о наживе. Техника безопасности ни к чему. Нет ни сигнальной ленты, ни регулировщика, ни касок на головах, ведра не пристрахованы. Дети, женщины, старики с колясками - все ходят в опасной зоне. Похоже теперь и летом Петербуржцам нужно поднимать почаще голову, остерегаясь «летних сосуль».
Поскольку в Петербурге за последние несколько лет не было зарегистрировано несчастных случаев, связанных с мытьем окон, «Мой район» поначалу не обратил внимания на сигнал, хотя на сделанных читателем фотографиях явно просматривались и не закрепленные должным образом ведра, и сам окномой, подвешенный на легкомысленной веревке.
Но стоило пообщаться с профессиональным промышленным альпинистом, как стало очевидно: в городе проблема с этими кадрами, и несчастные случаи – вопрос времени. Чуть изменится погода, или работник будет с похмелья – и в лучшем случае, мойщик обольет из ведра сверху какую-нибудь компанию, в худшем – сорвется сам. Промышленные альпинисты наперебой рассказывали про то, что в городе ежемесячно на стройках бьются по 1-2 гастарбайтеру, но на это почти не обращают внимания, отправляют гроб на родину и все. Если бы на стройках так часто разбивались русские ребята, инспекция по труду давно бы навела порядок или хотя бы устранила самые вопиющие проблемы. В то же время фирмы, которые нанимают на работу «черное золото» - азиатских мигрантов, не так давно сделали ставку на клининговые услуги, потому что этот труд не надо лицензировать. А очистка окон – это ведь тоже клининг, просто в тяжелых условиях.
Висящее на отдалении от мойщика ведро, как бы угрожающе оно ни раскачивалось, не является нарушением. По правилам, пристраховывать, то есть крепить к мойщику, положено все предметы тяжелее 25 кг, а десятилитровое ведро к таковым не относится. Тут можно сколь угодно возмущаться: падая с высоты, десятилитровое ведро становится опасней снаряда, но против правил не попрешь: считается, что веревка, на которой оно висит, выдерживает 2-3 центнера.
«В любом случае, пространство под работающими мойщиками, малярами, альпинистами должно быть огорожено или, если работы кратковременные, скажем, на полчаса, там должен ходить специальный человек. И он будет кричать: туда не ходи, сюда ходи. – Так описал свою работу промышленный альпинист Сергей Романов. - Работать так, чтобы прямо под тобой ходили люди, это, конечно, недопустимо. Были случаи, когда не то что ведра, а сами альпинисты сверху падали. Но только не в нашей конторе.
Есть люди, к которым профессионалы-альпинисты относятся с особым презрением. Это не мигранты, которых отправляют лазать по стенам без соответствующей подготовки, а их работодатели. Их ненавидят даже продавцы снаряжения и в глаза называют убийцами. Они, конечно, не станут из-за этого подсовывать некачественные веревки, тем более, что эти шарашкины конторы предпочитают секонд-хенд. Но лишний раз поведать, какое снаряжение лучше, какое хуже, и как с ними обращаться – побрезгуют. Кстати, хороший комплект снаряжения стоит 20 тысяч рублей, и для начальства это много.
Мы не любим за демпинг: неквалифицированные промальпинисты согласны работать за 1500 в день длиной восемь часов, а профессионал меньше трех тысяч не возьмет. Я знаю случай: мигрант мыл окно и заодно содрал всю тонировку. Специально скребок где-то раздобыл. Не понимают элементарных вещей».
Получается, что мойка окон не проводится должным образом не потому, что у альпинистов нет нужных веревок – скорее, у них нет навыков, что и как нужно делать. А компания экономит на сотрудниках, которые должны сопровождать работу. Есть, например, должность – руководитель отдела высотных работ, со специальным удостоверением. Этот мастер должен осматривать снаряжение, распределять работников по стенам. А его помощник должен в это время следить за ситуацией на земле. Естественно, на них экономят. «Инспекция по труду и миграционная служба проявляют интерес к работе клининговых компаний, - говорит Романов, - они же знают, сколько там мигрантов. Но предпочитают работать в тепле, внутри, а на стену не полезут. По опыту знаю: бывали случаи, когда инструменты у работников падали вниз, в том числе на машины. Приходила полиция, приходила ФМС, но инспекции по труду не было до этого никакого дела. И ловить нарушителей не будут, хоть вы эти фотографии пришлите прямо инспектору в офис».