Дмитрий Астрахан: «Расист не имеет права на жизнь»
Шестеро воспитанников детского дома терроризируют коррупционеров и извращенцев в одном российском городке. Об этом - новый фильм Дмитрия Астрахана «Деточки». Режиссер, прославившийся в 90-е годы комедиями и мелодрамами, снял самую душераздирающую кинопремьеру 2013 года. «Мой район» поговорил с Астраханом про злободневность его фильма.
– Дмитрий Хананович, фильму «Деточки» ставят в плюс его злободневность. Если бы сценарий принесли вам 10-20 лет назад, что бы вы изменили в нем?
– 20 лет назад сценарист Олег Данилов просто не сел бы писать эту историю. Он тогда писал другие истории – «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Зал ожидания» (фильмы Астрахана – прим. «МР»). Это было время перемен, с другими проблемами. А сейчас время тотального бездействия государства. Как ни странно, мы видим не менее страшные вещи по телевизору каждый день. Фильм «Деточки» вызвал такие эмоции и обсуждение, потому что мы в художественной форме затронули наиболее волнующие темы нашего дня, в фильме нет примитивных ответов и диагнозов.
Недавно сообщали по телевизору, что в Албании распространены случаи самосуда и кровной мести. Власти обращаются к людям и говорят: сообщайте нам обо всех злодеяниях, мы сами будем наказывать преступников. Одни албанцы продолжают совершать самосуд, другие обращаются в полицию. У людей есть выбор. Перед каждым поступком герои фильма «Деточки» обращаются в полицию, которая в данном городе бездействует. У деточек нет выбора.
Если бы на месте детей были взрослые, такой бурной дискуссии бы не было. Зрители проще восприняли бы эту ситуацию. Робины Гуды и д’Артаньяны убивают на каждом шагу. То, что сценаристом выбраны дети, максимально обостряет проблему, и в этом большой талант драматурга Данилова, который нашел такой прием. Умные, серьезные люди, как мы видим, высказывают очень противоположные мнения о фильме. Это, наверное, главное, для чего существует искусство.
– Вы не посчитали нужным подсказать зрителю, как сами относитесь к поступкам героев фильма.
– Одного ответа здесь нет и не может быть. Для меня важно, что многие зрители после фильма говорят простую вещь – что они потрясены, что они плакали (в том числе нормальные взрослые мужчины), что нужно менять нашу жизнь и меняться самим, что промедление небезопасно. Фильм родил абсолютно позитивный заряд к переменам. В этом его нравственный урок. Кроме того, это интересный фильм, который интересно смотреть. В этой связи вызывают недоумение реплики некоторых рецензентов об игре актеров, монтаже. Если бы в фильме было много художественных недостатков, он не вызвал бы такую эмоцию.
– «Деточки» сняты за собственные деньги. Государство склонно финансировать только фильмы, воспитывающие нравственность и патриотизм. Но не фильмы, которые ставят вопросы?
– По идее, такой фильм, как «Деточки», должен быть полностью профинансирован государством. Он абсолютно в русле того, что говорит наш президент, в русле борьбы с коррупцией.
Государство в советское время тоже призывало нас к нравственности и патриотизму, но это не мешало создавать большие сложные художественные произведения, причем это делалось в совершенно разных жанрах: «Чапаев» братьев Васильевых (1934), «Проверка на дорогах» Алексея Германа (1971), «Пацаны» Динары Асановой, комедии Эльдара Рязанова. На «Ленфильме» снято столько картин – «Начало» Глеба Панфилова (1971), «Порох» Виктора Аристова (1985), «Торпедоносцы» Семена Арановича (1983) – этот список можно продолжать бесконечно.
– Может, ваш фильм прозвучал, потому что общество испытывает дефицит героев? В чем проявление героизма сегодня?
– Я бы не сказал, что время героев прошло... Например люди, которые посмотрели мой фильм первыми – Татьяна Устинова (писательница), Константин Ремчуков (генеральный директор «Независимой газеты»), Валерий Кичин (кинокритик), Кирилл Разлогов (культуролог), Борис Ноткин (телеведущий), Александр Любимов (телеведущий), Дмитрий Быков (писатель) – высказали свое мнение, не дожидаясь ничьих «за» и «против». Когда многие прокатчики побоялись брать фильм, эти люди не побоялись занять публичную позицию. На девушку напали в парадной, ты идешь мимо и спасаешь ее – это бытовой подвиг. Занять позицию – тоже подвиг, на другом уровне.
– Хорошим финалом для «Деточек» была бы смерть главных героев. Как они впишутся в общество, когда вырастут? Маленькие монстры действуют из благородных побуждений, но это только пока.
– Во-первых, они не монстры, а дети, которыми движут абсолютно благородные порывы. Все, кого они убили, достойны возмездия. Ясно, что дети, которых мы показали в нашем фильме, никогда не станут бандитами. Может быть, они станут честными полицейскими. Убивать деточек в финале было бы глупо, это показало бы бездарность автора и бесталанность режиссера. В зале обсуждалась бы только жестокость ОМОНовцев. Все стало бы примитивно и неинтересно.
– У Тарковского в фильме «Иваново детство», например, убивают главного героя, подростка, который воевал против фашистов.
– У Тарковского другая история – про то, имеют ли взрослые моральное право использовать детей на войне. Гибель главного героя – драма людей, которые посылали его на смерть.
– Согласитесь, для американских режиссеров проблема выбора героя вообще не стоит. Всегда есть, о ком снимать. Может, в самой стране больше героев?
– Просто у большинства американских режиссеров есть нравственная позиция. Например, Тарантино снимает фильм «Бесславные ублюдки», абсолютный вымысел про войну. При этом у него ясная нравственная позиция: нацист не имеет права на жизнь. Увидел нациста – снимай скальп, убивай, ты прав. То же самое в фильме «Джанго освобожденный». Расист не имеет права на жизнь. Мне эта позиция очень близка. В этом смысле удивляет позиция некоторых российских режиссеров, например, Александра Сокурова, который в фильме «Молох» (1999) пытается показать, что Гитлер тоже человек, и я должен ему сочувствовать. Эту позицию я считаю абсолютно дикой. У Сокурова, уверен, кто-нибудь погиб на войне. В каждой советской семье кто-нибудь погиб на войне.
– Намечается ли в России конфликт поколений? У нынешней молодежи куда сильнее, чем у молодежи двухтысячных, обострено желание перемен.
– Никогда не понимал разговоров о том, что нынешние дети лучше или хуже, чем раньше. Люди почти не меняются. Им свойственны алчность и пороки, в то же время - благородство, порядочность, чувство достоинства и желание быть лучшими. Человек либо борется с низкими чувствами и преодолевает их, либо не преодолевает. Другое дело, насколько общество поддерживает то и другое. Не люди меняются, а установки. В последние 10 лет коррупция стала социальным бедствием. Она пронизывает все общество, и понятно желание первых лиц ее искоренить. Нельзя так больше, это может привести к необратимым последствиям. Есть предчувствие, что может грянуть гром.
– У вас достаточно обширная фильмография. С какими своими работами, кроме «Деточек», советуете в первую очередь познакомиться?
– «Все будет хорошо», «Ты у меня одна», «Контракт со смертью», «Изыди!», «На свете живут добрые и хорошие люди» и, конечно же, «Перекресток». И как не вспомнить «Алхимиков». И зачем забывать «Подари мне лунный свет». В интернете они все есть.
Видео: MrMcCary
***
Видео: MrMcCary
***
Дмитрий Астрахан (род. 1957) – российский режиссер театра и кино. Родился в семье ленинградских историков, выходцев из Белоруссии. Был младшим, пятым ребёнком в семье. Учился в физмат-школе № 30 на Васильевском острове, после окончания школы принят в Ленинградский электротехнический институт. Менял институты, пока не был принят в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. В 1981-1987 года – режиссёр Свердловского театра юного зрителя. Служил в морской авиации. Первый фильм «Изыди!» снял в 1991 году. Воспитывает шестерых детей.
Презентация фильма «Деточки» в Петербурге прошла в книжном магазине «Порядок слов».
Презентация фильма «Деточки» в Петербурге прошла в книжном магазине «Порядок слов».