Истории

Что теперь будет с БДТ: Андрею Могучему прочат лавры Товстоногова и успех Табакова

Обладатель нескольких «Золотых масок» и авангардного языка Андрей Могучий возглавил консервативный БДТ: это как если бы хозяином Смольного стал последовательный оппозиционер. От Могучего ожидают, что он сдует пыль с подмостков и приведет в главный драматический театр Петербурга нового зрителя – молодого, активного. Станет Товстоноговым и Табаковым в одном лице. Короче, сделает БДТ – могучим.

Могучий вырос на Кубе, там, где для художника смешиваются в воздухе коктейли из латиноамериканских свобод с шиком голливудского гедонизма и сверхпрофессионализма. У него нет традиционной для многих театральных режиссеров строчки в резюме - он не «щукинец» и не «мхатовец», и вообще окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. Он первым в Петербурге позволил своим актерам смеяться со сцены над Путиным и Вахтанговым, причем с лоском и изыском. Ему претят тусовки, и все свободное время от посвящает детям и жене. В России его считают эпатажным режиссером и, если взглянуть с этой стороны, лучшего нового главного для БДТ сейчас и не найти.

Спектакль Андрея Могучего Pro Турандот

Дмитрий Циликин, театральный критик о назначении Могучего художественным руководителем БДТ:

«Могучий - один из самых талантливых, профессиональных, успешных действующих режиссеров в России. Была бы другая фамилия – возникли бы сомнения, что потянет. В том, что потянет Могучий – сомнений (судя по его работе в Александринском театре) нет. В свое время гениальная идея Валерия Фокина (художественный руководитель Александринки – «МР») – соединить авангардную режиссуру Могучего, его непростую эстетику с традиционной актерской школой, русским психологическим театром – оказалась плодотворной. Спектакли Могучего в Александринке были, с моей точки зрения, убедительнее и удачнее, чем чистые эксперименты «Формального театра».  

Но есть в этом назначении и минусы. Многие вспоминают фразу, которую произнес Товстоногов, когда его назначили главным режиссером БДТ в 1956 году – «я не съедобен». Он принял назначение при условии полной кадровой свободы. Труппа БДТ на тот момент была знаменита тем, что «съедала» режиссеров – одного за другим.

  • _MG_0732_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов.

  • 72edca48b1e4172497cc56bed085d706

    Trend

  • _MG_0737_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов.

Нынешняя труппа - в плачевном состоянии, растренированном – там давно не было настоящего успеха. Все последние годы – это время тихого умирания под ностальгическое вздохи о былой славе. Таково состояние БДТ, в котором театр оставил Темур Чхеидзе (предыдущий худрук БДТ, ушел в феврале 2013 года – «МР»). Театр, пребывающий в таком состоянии, но театр – с традициями, с большим количеством «генералов» в труппе – вещь опасная. Нет уверенности, что вся труппа будет радостно рукоплескать Могучему. Возможно, он столкнется с сопротивлением. Что-то может не получиться. БДТ – это болото.  

Спектакль Могучего «Между собакой и волком»

Но повторения московского конфликта – театр им. Гоголя против Кирилла Серебренникова (после назначения Серебренникова и перезапуска театра в формате «Гоголь-центра» «старая гвардия» актеров выступила против, обвинив режиссера, в частности, в том, что он-де предал традиции Станиславского – «МР») – в Петербурге не будет. Театр Гоголя – мертвое место: его разровняли и стали строить другой театр. Ситуация с БДТ – более сложная и трагическая. Это не тот театр, про который можно сказать: «Перевернем страницу истории». У этого театра есть прошлое – пусть и сейчас о нем мало, кто помнит. В следующем году Алисе Бруновне Фрейндлих и Олегу Валерьяновичу Басилашвили исполнится по 80 лет. Это естественный ход истории – но истории еще не завершившейся. С осколками былого величия – в лице живых, знаменитых, всеми любимых актеров.  

Что нужно зрителю от БДТ с Могучим во главе? Я вот давно не видел на сцене театра настоящего живого спектакля. Единственное исключение – «Трактирщица» Андрея Прикотенко в Каменноостровском театре (новая сцена БДТ – «МР»). Это единственный спектакль за много лет, на котором я не страдал, сидя в зале. Основная проблема на спектаклях Чхеидзе – это дожить до конца. Всё, чего хочет зритель – и я в том числе – видеть на сцене живой спектакль. Андрей Могучий в состоянии поставить живой, интересный и острый спектакль, и если ему удастся в БДТ реализовать свое умение – ничего больше не надо.

Во-вторых, роль в БДТ Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили. С одной стороны, они могут играть, с другой – ограничены физическими возможностями. В том, что их последние работы были, с моей точки зрения, ниже их возможностей, нет их вины. Это обусловлено выбором материала. И вызывающей сомнение режиссурой, которая не озаботились открыть для них что-то новое. С другой стороны, перед глазами – пример Николая Мартона (актер Александринки, ровесник Фрейндлих и Басилашвили – «МР»). Амплуа Мартона – герой-любовник, с прекрасным голосом. То, что Могучий в актере, которому за 70, открыл новые гротескные характерные возможности – вселяет надежду, что режиссер сможет найти работу и для ветеранов БДТ: открыть в них неожиданные грани. Тем более, что и Алиса Бруновна, и Олег Валерьянович способны любить искусство в себе, а не наоборот». 

Мастер-класс Андрея Могучего

Алексей Слюсарчук, главный режиссер театра «Особняк»: «Нет другой кандидатуры на пост художественного руководителя БДТ. Андрей – немолодой режиссер, ему за 50 лет. Он почти всю жизнь прожил в Петербурге. Лауреат множества конкурсов. У него высокий режиссерский статус, но нет своего театра, точнее здания. Это идеальная ситуация: когда есть театр без режиссера – и есть режиссер без театра.

Что нужно зрителю БДТ? У Могучего есть собственный зритель в Петербурге – после Александринки и других театров. Теперь в БДТ придет этот зритель. Наверное, среди зрителей, привыкших к Чхеидзе, или даже помнящих Товстоногова, найдутся недовольные революционными переменами Могучего. Они найдут себе другие театры: в городе их около двухсот.

Я видел отличные спектакли в БДТ, которые почему-то не были востребованы: может быть, вопрос менеджмента, или пиара. Но в БДТ нет энергии потребления, нет искушения художественным творчеством. Думаю, с Могучим все будет иначе.

Совершенно точно, что у Могучего есть твердая художественная позиция, с которой ты можешь соглашаться или нет. Он не склонен к дешевой конъюнктуре. Могучий давно работает в театре. Бывали разные периоды в его жизни: случалось, оставался недооцененным. Андрей пробивался сам, никто его не патронировал.

Кроме Могучего – некому. Для Андрея БДТ – заслуженное назначение».

Алексей Девотченко, актер: «Андрея я очень люблю как человека, но спектакли его, к сожалению, не видел. Чего ждет зритель БДТ? Он ждет нового Товстоногова. Но новый Товстоногов может появиться только лет через 100. Это гений, а они появляются очень редко.

Думаю, с приходом Могучего в театр придет оживление: интересный режиссер, со зрелищными постановками. Начнется движуха. Если труппа не будет сопротивляться. В последнее время это был убитый театр. Знаю по себе, хотя работал там меньше сезона, очень давно, лет пять назад.

Товстоногов тоже получил БДТ в разрушенном состоянии. А через пять лет сделал из него лучший театр в Советском Союзе. Точно так же и Олег Табаков брал МХАТ после Олега Ефремова: театр заполнялся на 41% - теперь заполняемость на 100 с лишним процентов.

Желаю Андрею удачи, но ему придется несладко: надо разгребать завалы».

share
print