Истории

Молодые бюджетники Петербурга – о том, почему призвание лучше денег

Не в деньгах счастье - легко говорить про других, не про себя. Не делать карьеру, не стремиться к зарплате все выше и выше - психология для молодых нынче редкая, в Красную книгу занесенная. "Мой район" нашел социально-отважных молодых людей, которые нашли счастье не в деньгах, а в альтруистических для современной России профессиях.

Жанна Михайлова, 25 лет, преподаватель русского языка и литературы в лицее №6 Колпина: «Работаю с сентября 2012 года. Работой очень довольна.

Я училась в Некрасовском педагогическом колледже. Бросила на 5-м курсе и пошла работать продавцом одежды. Отработала пять лет. Стала администратором. Зарплата выросла пропорционально повышению по должности. Но рабочий день длился 12 часов. И переработки не оплачивались. Потом доучилась и пошла работать воспитателем в детский сад. Вот там действительно зарплата маленькая, а ответственность - очень большая. Отработав два года в садике, начала искать другое место. С радостью пошла в лицей и ни капли не жалею. Всех, кто учился со мной в колледже, я агитирую работать по профессии, потому что это здорово. 50% сокурсников трудятся по профессии, остальные ушли в сферу обслуживания: продавцы, администраторы в ресторане. Но у всех есть планы работать в школе.

Продавец-консультант в обычном магазине в торговом центре получает 28-40 тысяч рублей. При этом 40 тысяч зарабатывают при графике «три дня через один». В детском саду смены по восемь часов, можно получать от 14 до 18 тысяч, не имея опыта. Преподаватель с нуля, после колледжа или университета, получает от 20 тысяч. И тут важно соотношение рабочих часов. Если разделить ту сумму, которую получает продавец, на то время, которое он отрабатывает, получится, что в час он получает меньше преподавателя. И я бы не сказала, что намного больше зарабатывала, когда была продавцом: если прикинуть по времени – сколько я тратила на работу – получится, что я зарабатывала тысяч на 8-10 больше, чем сейчас. А работала в три раза больше.

Сейчас я работаю в государственном учреждении, и у меня строго нормированный день. Работаю четыре дня в неделю, один день – методический. Прихожу к 9 утра на работу, самое позднее, когда ухожу – 5 часов вечера. Зарплата меня устраивает. Остается очень много времени, чтобы подготовиться к урокам, чтобы совмещать работу с учебой.

С моральной точки зрения работа продавцом не особо красива, вдобавок сильно выматывает. Я сейчас захожу в магазин – и мне жалко людей, которые там работают. А в школе все иначе. Я заново открыла для себя литературу – вместе с учениками. Они иногда, бывает, скажут такие вещи, о которых я бы даже не подумала. И эта работа облагораживает».

Алена Ипатова, 23 года, музыкальный руководитель в детском саду в Колпине: «Я получила музыкальное образование, закончила училище. Пришла работать в детсад, потому что у меня маленький ребенок. Он пошел в садик - и мне надо было выйти на какую-то работу. Это был оптимальный вариант.

Я работаю в саду для детей раннего возраста – от года до трех лет. Для меня это новая сфера. Училась я на исполнителя, а не на педагога. Раньше не хотела работать в детсаду. Моя мама – воспитатель с большим стажем, я всегда думала: «категорически нет!». Но влилась. Работа интересная. Песни изучаем, танцы, проводим праздники. Играем. Дети на занятия идут с удовольствием.

У нас пять групп. Я сначала думала: как справлюсь с такими маленькими? Но оказалось, что дети в таком возрасте все впитывают, как губочки. Понимают. У них музыкальное развитие, начиная с года, прогрессирует.

Зарплата в детсаду (я работаю с октября 2012 года) начиналась с 8 900 рублей. Сейчас сделали надбавку – будет около 11 тысяч.

Планы на другую работу есть. Я получаю образование – связи с общественностью в университете кино и телевидения, на заочном. В дальнейшем хотела бы более оплачиваемое место работы, или даже свое дело открыть».

Ольга Волчкова, 31 год, библиотекарь на факультете высшей школы менеджмента СПбГУ: «Наша библиотека не похожа на классическую. Там нет карточек. Большая часть литературы – на английском. Очень много баз данных в электронном виде. Библиотекарь должен в этом разбираться. ВШМ - обеспеченный факультет, на котором учится много иностранцев.

Сама я закончила исторический факультет. Сначала работала в частных школах. Последняя – закрылась. Я решила: надо что-то поменять. Искала-искала, подумала, что профессия библиотекаря имеет отношение к моему образованию. Не менеджером же по рекламе идти. Меня почему-то взяли, хотя мой английский на тот момент был не очень. Работаю с 2008 года.

Зарплата – небольшая, около 20 тысяч. Занятость – по 9 часов, пять дней в неделю. В обычных библиотеках гораздо меньше платят – думаю, не выше 8 тысяч. Но там-то вообще тоска! У нас все иначе. Это очень престижное заведение, хорошая атмосфера, прекрасный ремонт. Полки в зоне доступа, хорошая уборка (вообще пыль – бич библиотек). Мы сильно отличаемся от библиотеки имени Горького в здании Двенадцати коллегий: там библиотекари, можно сказать, грузчиками работают.   

О другой работе думала. Пока у меня был один ребенок, я закончила курсы переподготовки в Политехе: верстальщик, дизайнер. Но поработать не удается. Просят знакомые что-то сделать, иногда получается. Библиотекарь – это обслуживающий персонал, не творческая профессия. Можно, конечно, какие-то выставки делать, ездить на конференции. Но это не для всех – для методистов, заместителей заведующих. А обычный библиотекарь – он как клерк. Пришел к нему человек – надо обслужить, помочь. И во многом разбираться. А роста нет».

Туяна Юндунова, 27 лет, преподаватель английского языка и классный руководитель 6В в средней школе №143 Красногвардейского района: «Работать в школу пошла еще студенткой – чтобы совмещать учебу и работу. Это моя специальность, я закончила университет имени Герцена. В школе работаю пять лет. Я в школе самая молодая. Есть несколько преподавателей в возрасте 35 лет, остальные - старше.

Зачем мне школа? Главный мотив – удовольствие от работы. Получаешь такую отдачу! Особенно это касается маленьких детей: ты быстро видишь результат своей работы с ними. Я пробовала параллельно работать переводчиком, преподавала в институте, но такой отдачи, как в школе, не получаешь. Плюс: если есть график – ты работаешь первую половину дня, а во второй можешь заняться еще чем-то. Очень много свободного времени.

В современной школе ситуация с оплатой не такая уж и плохая. Я как классный руководитель получаю и федеральные надбавки, и от школы. В общем выходит - без 13% - около 25 тысяч: ставка 13 или 14 тысяч плюс все остальное. Каждый месяц я получаю больше 20.

Дети в школе очень разные. Да, есть такие, с которыми родители совершенно не занимаются – считают, что только школа должна учить их детей. Но есть образованные ребята. Таких, конечно, немного. Я бы не сказала, что они так уж отличаются от моего поколения. Да, хорошо разбираются в технике. На переменах почти все сидят и играют на платшетниках, с телефонами. По школе носятся до 5-6 класса – а потом у них появляются другие интересы. Они все «ВКонтакте», в компьютере. Знают много того, что знают взрослые люди – но не то, что должны знать дети. Я недавно рассказывала детям про индейцев: выяснилось, что они не знают, кто такой Чингачгук.

Я понимаю, что в педагогике женщинам нельзя долго находиться. Это специализация, в которой можно «засидеться», и роста не будет. А так как амбиции есть, хочется развития – скорее всего, через год или позже я сменю сферу деятельности и уйду туда, где смогу проявить навыки английского языка».

Надежда Пронина, 27 лет, оперуполномоченный отдела розыскной работы Адмиралтейского управления МВД: «Я поступила в 2002 году в университет МВД в Сосновой Поляне. У меня были три варианта: университет Лесгафта (я всю жизнь занималась футболом), МВД или театральный вуз. Почему театральный? В школе играла в спектаклях, постановочках, сценочках. Мне это нравилось, хотелось большего. Но папа сказал: «У тебя, может, и получится – но надо слишком много трудов вложить. Не стоит ломать судьбу. Иди в МВД». Я и пошла.

С 2004 года я работаю в Адмиралтейском управлении, в уголовном розыске. Обычный рабочий день – с 9 до 18 часов. Есть суточные дежурства, приходится и сверхурочно оставаться, и с утра, и ночью ездить. Я занимаюсь розыском без вести пропавших людей. Преступников у нас, в основном, мальчики ловят. Нет, гендерного распределения не существует, просто нам целесообразнее заниматься лицами более порядочными – нежели ловить убийц.

Мне тяжеловато. Я все очень близко к сердцу воспринимаю. Жалко людей, хочется побыстрее им помочь. Есть люди адекватные, их больше - они понимают специфику нашей работы, что мы не можем по щелчку дело раскрыть. А есть такие, которые не понимают. Приходится успокаивать. Очень много ведь случаев, когда человек не пропал – а просто не позвонил по глупости. Ему 17-20 лет, он не подумал, что родители беспокоятся, выключил телефон, сам гуляет с друзьями на дне рождения. А родители переживают: 3 часа ночи – ребенок не вернулся.

Или вот бабушки звонят: «Помогите найти внучечку». А у «внучечки» - 10 судимостей, она бабушке рассказывала сказки, а пока говорила, из кошелечка бабушкиного вытаскивала денежки. А бабушка потом думает, будто забыла, куда положила кошелек. Таких бабушек очень жалко.

Моя зарплата – 40 тысяч рублей. Это после повышения, когда сократили часть состава – за счет этого и повысили. Я была три года в декретном отпуске, с 2009-го – до него получала 12 тысяч рублей.

Жизнь – сама по себе нелегкая вещь. Здесь главное – мировоззрение: ты должен помогать людям. Моя работа - призвание. О смене сферы деятельности думала. Но не придумала – чем заняться. Мысли такие стали приходить в голову после того, как родился ребенок. Много времени приходится отдавать работе. Не всегда получается быть дома вовремя, мало уделяешь времени семье». 

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности