Автово forever, Купчино - my love: откуда растут ноги у районного патриотизма
«Я из Автово», «Я люблю Купчино», «Местный» - футболки с такими надписями с некоторых пор можно встретить в Петербурге. Прошли времена, когда гордиться своим районом, тем более спальным, считалось моветоном. Как уже бывало, в моду входит локальный патриотизм.
В интернете полно видео, где поверх унылых пейзажей петербургских новостроек молодые голоса читают рэп. Тексты почти всегда про одно и то же. Про то, как автор любит свой район, как он здесь вырос, много раз поднимался и много раз падал. Автор называет свой район любовно – «гетто». И где бы он ни был, в каких бы Тайландах ни загорал на песке, он – сердцем всегда в своем Автово, Колпино, Озерках. И ждет не дождется возвращения.
Тенденция всенародно признаваться в любви к району возникла в нескольких городах сразу. Сначала в Москве появились футболки с надписями вроде «Рожденный в Выхино» или «Я из Бутово» – все это, как правило, мрачные окраины, над которыми принято подшучивать в «Камеди Клаб». Скоро тренд пришел и в Петербург. На сайтах тату-студий стали появляться фотографии свежих узоров - надписи «Avtovo», «9-кино», «Купчино». Выполненные латиницей и кириллицей, различными шрифтами, они должны были сразу объявить окружающим, что за человек перед ними.
Есть версия, что во всем виноват рэпер Гуф. Дескать, это у него первого появилась татуировка во всю спину: силуэт кремлевской стены и надпись ЦАО, центральный административный район Москвы. Из телевизора мода на восхваление своего района ушла в массы. А рэп стал ее словесным выражением.
Другие считают, что патриоты своего района – это такой новый тип городского самосознания. В новостройках растет второе поколение жильцов. Если их отцы еще помнят другие виды, то эти не помнят ничего. Новостройки – их родина и их корни. А свои корни хочется уважать каждому.
Есть и третье мнение: все это следствие региональной идентификации. Первыми свою принадлежность к региону открыто выказали выходцы из Кавказа. Их олимпийки с надписью «Дагестан» тоже, вероятно, подвигли на патриотизм пацанов из Обухово.
Что отличает их от других людей? Немногое. Местный топонимический сленг. Москвичи из Хорошево-Мневников встречаются «у бороды» (памятник народным ополченцам). А питерские со Стачек – «у Шурика» (памятник «Героическому комсомолу»). Другое отличие: болезненное отношение к критике района, если она не исходит от такого же местного. Район может быть серым, унылым и тусклым. Но заявлять об этом имеет право только тот, кто здесь родился и прожил всю свою жизнь.
Те, кто выросли в Ленинграде, наверняка поймали дежавю: когда-то здесь процветал и уличный, и дворовый патриотизм. Но то был город ленинградцев. Сегодняшний Петербург сильно пополнился приезжими. В этом и фокус: все чаще районными патриотами становятся те, кто живет здесь совсем недавно - «понаехавшие», снимающие квартиры. Находясь вдали от родины, они стараются полюбить те места, где приходится жить, говорят психологи. Поэтому человек с татуировкой «Автово» вполне может быть родом из Тюмени.