В центре Москвы спилили 200-летний вяз
Дерево хотели сделать памятником: под ним мог гулять Пушкин
Вяз, росший более 200 лет на Поварской улице в Москве, спилили из‑за его аварийного состояния. Местные жители уверены, что дерево можно было оставить хотя бы частично.
ОСОБЕННЫЙ
Точный возраст вяза установлен не был. Он, по словам москвоведов, пережил пожар в 1812 году, две революции. Под ним могли гулять Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, жившие неподалеку от Поварской улицы.
В 1987 году дерево хотели спилить, чтобы построить жилой дом. Местные жители встали на защиту и добились, чтобы в том же году он был признан памятником природы. Рядом с деревом появилась соответствующая табличка.
Около вяза-долгожителя с 1987 года местные жители отмечали Новый год, Масленицу, День города и другие праздники, гуляли с детьми.
«Мы с ним связали почти 30 лет своей жизни. Это было для нас не просто дерево», — говорит Ольга Александровская, руководитель благотворительного фонда «Поварская слобода».
ВЫРУБКА
15 февраля в сквере на Поварской улице появились рабочие, которые стали пилить вяз. Несколько жителей выбежали в сквер, услышав шум. «Дерево уже успели подпилить. Его нельзя было спасти. Некоторые люди стояли и плакали», — вспоминает Александровская.
Рабочие показали порубочный билет и объяснили, что дерево пилят из‑за аварийного состояния. О том, что вяз будут уничтожать, никто не знал. Предписание о вырубке выдал департамент природопользования.
На горячую линию ведомства поступали жалобы о том, что дерево засохло и от него отваливались большие сухие ветки, заметили в пресс-службе департамента.
Уже летом 2011 года дерево не распустилось, замечает Вадим Разумов, часто гуляющий по Поварской. В 2012 году дерево обследовали специалисты. «Вяз был мертв, причем давно. Весь ствол был покрыт телами грибов-трутовиков, а это является признаком гнили внутри дерева», — объясняет Лолла Самсоненко, главный специалист управления дендрологии департамента природопользования.
Такие деревья подлежат вырубке, так как представляют угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, вяз был поражен инфекционным заболеванием — графиозом, приводящим к усыханию и гибели растения.
«С вязами на территории Москвы большие проблемы, потому что завезены разные болезни. Всё труднее поддерживать здоровье вязов не только двухсотлетних, а гораздо моложе», — говорит Владимир Чуб, профессор кафедры физиологии растений МГУ.
ПАМЯТНЫЙ ПЕНЕК
В 2011 году муниципальное собрание района Арбат по просьбе жителей приняло решение о том, чтобы сохранить вяз-долгожитель как природный знак. Предполагалось, что у него спилят сухие ветки, а сам ствол оставят. Есть несколько способов поддержания здоровья старых деревьев. К сожалению, лечить вязы очень трудно, добавляет Владимир Чуб.
Если бы у вяза спилили ветви, оно стало бы источником инфекции для других деревьев. В то, что дерево было аварийным, жители не верят. «Его несколько часов спиливали. Если бы вяз был сухим, столько времени не потребовалось бы», — говорит Ольга Александровская.
Теперь муниципальные депутаты и жители будут выступать за сохранение пенька. Первые дни рядом с ним стояла табличка с надписью о том, что дерево — памятник природы. Сейчас ее убрали.
Почему жители возмущены тем, что дерево спилили
«Если бы местным жителям объявили об аварийности дерева и все объяснили, это сняло бы некоторое напряжение. Критика все равно была бы, но, возможно, более спокойной, не было бы подозрительности к действию властей.
Самый простой способ — дать людям самим поучаствовать в принятии решения: устроили бы встречу со специалистами, люди высказали бы свои пожелания… И когда его спилили [без объяснений], произошел выплеск общего непонимания и недовольства», — комментирует Юлия Жемчужникова, психолог из Высшей школы психологии.