Город

«Если бы в Париже багет стоил столько, сколько на Б. Никитской, французы вспомнили бы о м-м Гильотине» - Елена Караева

Колонку написала наша читательница и автор - Елена Караева, в прошлом потомственная москвичка, последние 12 лет работающая в русской редакции Euronews и живущая в Лионе.

Сегодня случайно попала на страничку моднейшей пекарни московской (сужу по адресу - Б.Никитская, которая всем нормальным москвичам известна под именем улицы Герцена, да-да-да), и вижу их прейскурант.

И мне делается дурно. От дороговизны. Потому что если бы сейчас в шикарном 16-м парижском округе в булочной нарисовать вот такие цены на черной грифельной доске, и уже на следующий день воинственные парижане немедленно возьмут власть в руки трудового народа.

И вытащат из музейного запасника старый верный девайс, чтобы эффективно и споро рубить головы вороватым лабазникам.

Во Франции есть два артикула, два наименования, без которых нереально представить себе французскую жизнь.

Это чашка черного кофе, которую еще называют не вполне политкорректно «le petit noir» и «багет» (la bagette) - знаменитый длинный батон белого хлеба. Без них не обойдется ни миллиардер из Нейи-сюр-Сен, ни парижский клошар, живущий под мостом Александра III.

До перехода на евро чашка кофе на террасе Елисейских Полей стоила около 7 франков, «багет» - около 1 франка. После перехода на евро чашка кофе стала обходиться уже в среднем (я говорю об обычных, а не фешенебельных, кафе) примерно в полтора евро, а «багет» начал стоить в диапазоне от 90 евроцентов (или сантимов) до 1, 5 евро.

И эти цены для среднего француза - наиболее точный индикатор инфляции. Ведь, исходя из официального курса франк-евро (1 франк - 0, 65 евро), по которому национальную валюту еще можно было обменять в Банке Франции, «багет» сегодня стоит более 6 франков, то есть за 11 лет он подорожал в 6 раз, а кофе - тоже подорожал, правда, не в такой пропорции.

К уверениям экономистов о том, что пользы от введения евро было больше, чем вреда, и что это здорово помогло экономике как страны, так и всего общеевропейского пространства, французы относятся с очень большим скепсисом. У них ведь есть свой инструментарий для измерения позитивных и негативных факторов - чашка кофе и «багет», и именно их аргументацию они считают и убедительной, и заслуживающей доверия.

Вот что значит, сила традиций и умение считать деньги до последнего сантима, пардон, евроцента!