Истории

Велосипедисты Петербурга готовы на крестный ход - лишь бы власти обратили внимание

Сторонники велосипедизации Петербурга обсудили, как довести до сведения властей, что горожанам нужны велодорожки. Идеи предлагались самые залихватские: переманить на свою сторону самых одиозных депутатов ЗакСобрания или устроить мобильные пикеты вокруг районных администраций.

Ранее московский НИИ автомобильного транспорта составил персонально для Петербурга концепцию развития велодорожек. Только эта работа стоила городскому бюджету около 4 млн рублей - при том, что ни одного конкретного адреса в программе не содержалось (адресная программа должна была стать следующим этапом). Полная реализация велопроекта – с протяженностью дорожек на сотню-другую километров, с высадкой деревьев, с освещением и разметкой – обошлась бы городу в 2 млрд. Претворять этот проект в жизнь собирался Комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП). В апреле 2012 года комитет провел презентацию, в июне стал готовиться к собственному расформированию и с января прекратил свое существование. Сейчас скептики говорят, что громкие заявления о велосипедизации всего города потому и делались без опаски, что уже было очевидно: выполнять их не придется. Во время принятия бюджета на 2013 год программе развития велодорожек никто не уделил внимания.

  • velo4.jpg
  • velo1.jpg
  • velo2.jpg
  • velo3.jpg

Итак, велосообщество Петербурга в понедельник, 18 февраля, обсудило, что теперь делать. Один из присутствующих напомнил, что в США стали делать велодорожки после того, как велосипедисты начали часто гибнуть на дорогах. Никто из активистов, собравшихся обсудить будущую кампанию – а собралось в итоге человек 15 – на жесткий вариант будущего плана не согласился. Кстати, различных велосипедных клубов в Петербурге – от 10 до 15, в том числе всем известный «ВелоПитер». Но встречу посетили только представители движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга». Остальные представляли сами себя: бизнесмены, спортсмены, просто неравнодушные горожане.

Выступил один из депутатов муниципального округа «Оккервиль» и рассказал, что внедрение велоконцепции следует начинать со спальных районов, раз уж администрация в центре не идет навстречу. И желательно – с самых депрессивных. Можно заручиться поддержкой заграницы, например, датчан, которые ту же самую велоконцепцию сделали бы нам бесплатно, потому что заинтересованы в благоприятном экологическом климате у соседей. Правда, сам депутат тут же признал, что его полномочия – это дворы и внутриквартальные проезды, а велодорожкам место все-таки на улицах, которыми занимаются районные и городские власти. Последним - не до велосипедистов.

Начать следует хотя бы с тех тротуаров (разумеется - в спальниках), на которых хватит места и пешеходам, и двухколесным. Тротуары имеют в ширину до десяти метров, некоторое пространство «съедают» осветительные опоры, но их любой уважающий себя велосипедист может объехать. Кстати, наружная реклама в городе занимает пространства не меньше, чем гипотетическая велодорожка: никто не хочет ходить по синусоиде, поэтому два щита в начале и в конце тротуара забирают половину его ширины.

Сейчас принципиальный вопрос: за счет кого логичнее обретать велосипедную полосу? Если за счет машин – надо искать союзников среди пешеходов. За счет тротуаров – привлекать на свою сторону автомобилистов. Бизнесмен по имени Александр предложил добиваться разрешения ездить по выделенной полосе для общественного транспорта. Движение там не самое интенсивное, зато трассы идут от района до района. Тут активисты заспорили: ездят ли по выделенкам машины или уже перестали – сошлись на последнем варианте, так как штраф вырос до трех тысяч рублей. Итак, первоначальное место для реализации велодвижения было найдено – осталось только заручиться поддержкой властей. А для этого – популяризовать идею велодвижения – причем, не простого рекреационного катания, а велосипедного транспорта как реальной альтернативы машине и даже трамваю.

Чего у нас нет, в отличие от европейских стран? Велопарковок. Качественно организованного велопроката. Такого, чтобы был рассчитан и на иногородних граждан, чтобы можно было взять байк в одном месте, вернуть его в другом, чтобы все это было автоматизировано. Нет веломаршрута – хотя бы короткого – по историческим местам, чтобы на него можно было б заманить туристов. К иностранным туристам Смольный относится с почтением и не будет спорить, что любителям велопутешествий надо дать поблажку.

Велопарковки в Петербурге потихоньку строили – пока в городе работал КТТП. Примерно раз в месяц стоянки – иногда даже с крышей – появлялись у очередной станции метро. «Но возьмем, к примеру, станцию «Волковская», - сказал Александр, глава агентства «Аэроньюс». - Там в первые дни после открытия разрисовали поезда. В общем, и без этого было известно, какой на этой станции обитает контингент. Вы бы рискнули там оставить велосипед, просто замкнув цепочку на замок? Я – нет. Я готов платить за охрану, но хочу, чтобы велосипед был в порядке». Как выяснилось, велосипедисты, как и их заклятые друзья – водители – тратят на свое транспортное средство колоссальные деньги, даже если поездки не связаны с ездой пересеченной местности. И рисковать велосипедом, в который вложено от 30 до 80 тысяч рублей, понятное дело, не желают.

Первый шаг по привлечению внимания к проблеме экологичного двухколесного транспорта – это письма иностранных туристов. Второй – обращения самих петербуржцев, которые можно будет отправить через уже известный сайт «Красивый Петербург». В них активисты будут спрашивать комитеты, как обстоят дела с реализацией велосипедной программы и почему она была свернута. А вот что делать потом, когда на эти вопросы придут ожидаемые отписки? Одни предлагают организовать серию протестных велопробегов. Правда, еще неизвестно, удастся ли их согласовать. Говорят, с этого лета запретят популярные ночные велороллерские покатушки Pin-mix.

Другая идея – уговорить поучаствовать в велопробеге кого-нибудь из депутатов: чем известнее – тем лучше. В конце концов, борьба за здоровый образ жизни ничем не хуже борьбы за нравственность. По словам велосипедистов, они согласны даже на байкерский крестный ход – лишь бы к их проблеме было привлечено внимание.

share
print