Общество

Блогеры устроили интернет-травлю "Ив Роше" из-за Навального, но бизнес не пошатнулся

В Петербурге, как и в России в целом расцвела интернет-травля магазина «Ив Роше». Магазину не могут простить «соучастия» в борьбе против братьев Алексея и Олега Навальных. Эта кампания напоминает атаки блогеров против «Лукойла», после того как 25 февраля машина топ-менеджера компании устроила ДТП на Ленинском проспекте в Москве, в котором погибли две женщины-врача. Правда, сейчас повод еще не трагичный, поэтому все протекает весело и креативно.

Напомним, брат оппозиционного блогера Олег Навальный в 2008 году занимал пост главы департамента внутренних почтовых отправлений филиала «Почты России», то есть был не коммерсантом, как считалось раньше, а госслужащим. Именно он, как считает следствие, убедил компанию «Ив Роше Восток» заключить договоры о пересылке продукции с ООО «Главное подписное агентство», которое было учреждено Алексеем Навальным. Компания оказывала услуги по завышенным, по мнению следствия, ценам, чего топ-менеджмент «Ив Роше» понять никак не мог. В конце 2012 года  гендиректор российского подразделения компании Бруно Лепру обратился в прокуратуру. На братьев Навальных было заведено уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупных размерах», так как в результате их деятельности «Главподписка» якобы незаконно обогатилась более чем на 55 миллионов рублей.

Несмотря на то, что сам Навальный считает, будто Лепру заставили выступить с этим заявлением, блогеры встали горой за известного борца с коррупцией. Толчком для атаки на «Ив Роше» стала развернутая ею кампания «50 миллионов деревьев». Именно столько менеджмент обещал посадить в разных странах в честь полувекового юбилея компании. Сначала у оппозиционеров появился лозунг – «Посадим 50 миллионов и двух братьев». Потом на странице компании в «Фейсбуке» появилась праздничная фотография дерева, анонсирующая акцию (естественно, без упоминания опальных братьев) и предложения угадать, что за дерево, где оно, придумать красивую подпись. И началось…

За сутки пост собрал более 800 комментариев. Соседние фотографии, на которых размещались изображения новинок от «Ив Роше» активисты тоже не обошли вниманием.

Подписи стали присылать такие:

Это Иудеево дерево (наверно, имелось в виду Иудино – «МР»)

Дерево из Кировлеса

Это дерево в банановой республике, которая готовит политическое убежище крабу

Дерево, на котором повесят старика Кабаева и его клевретов

Почему-то Кремлевские не стали своих платных ботов посылать Ив Роше защищать, и посмотрите в комментах что в итоге получилось...

Наверное, кремлеботы бесплатно не работают. Вот выделят бюджет - тогда и откомментят

Найдутся ли в Ив Роше средства, чтобы отмыться самим?

Постепенно «креативный класс» в комментариях был вытеснен обычной хулиганствующей молодежью, которая стала критиковать продукцию очень нелестными эпитетами. Преобладали месседжи от мужчин, которые косметикой вообще-то не пользуются. Как всегда, на смену образованному остроумцу пришел любимый персонаж Полтавченко – унылый жлоб.

Но страшное слово «бойкот» произносили все. Многие правда писали так: «Ив Роше можно использовать только в качестве освежителя воздуха, то так что мне сложно представить как я смогу поучаствовать в бойкоте.»  Еще один изобретательный товарищ предложил подать на «Ив Роше» жалобу (как они – на Навальных) за необоснованное завышение стоимости товара. Остальные предложили действовать проще: заказать в интернет-магазине большую партию товара, но не выкупать, дабы «Ив Роше» зря потратилось на пересылку.

Уколы в адрес косметической компании сыпались стихийно, однако в середине дня заявило о себе некое движение «Россия будет свободной», которое призвало пикетировать офис компании, где находится кабинет Бруно Лепру. Никто не поддержал. 

«Пикетировать офисы бессмысленно, а бойкот – штука действенная, - прокомментировал Андрей Пивоваров, лидер организации «Гражданская ответственность. – Думаю, для Баркова кампания «Я не заправляюсь на Лукойле» была хорошим уроком. Даже если он один процент прибылей потерял или полпроцента – это серьезно».

В то же время ученые, в частности, брендолог Андрей Надеин в успех антикомпании не верят. «На бизнес такие вещи не влияют. На Западе, по-моему, нет такого бренда, который не влипал бы в неприятности любого толка: политического, нравственного и т.п. Но покупателям в массе свойственна аполитичность. Они не престали покупать одежду Nike и ходить в магазины H&М, когда вокруг них разразились скандалы. В общем, политическая карта – это не тот путь, чтобы втоптать какой-то бренд в грязь. Наоборот, к нему будет привлечено большее внимание.

И не надо думать, что тут другой случай, потому что компания оказалась замешана в историю, связанную с противостоянием нашим властям, которые вызывают отторжение. Вспомним, к примеру, компанию «Евросеть». Чичваркин, у которого ее отобрали, в эмиграции, владеет маленьким магазинчиком по продаже вина. Отобрали люди, близкие к власти. И что? Компания закрылась от того, что возмущенный народ туда перестал ходить? Нет, расцвела, потому что новый менеджмент пригласил большую команду брендологов, они придумали несколько новых ходов, собачку на логотип… Нет, пиар-компании «против» силы не имеют. «За» - еще более-менее».

Типично петербургский пример того, как политически активные граждане оказываются на разных полюсах с массовым потребителем, привел политолог Александр Конфисахор. «Магазин «Стокман» помните? С его мансардами на Невском, из-за которого было столько волнений. Руководитель предприятия сказал перед открытием: "Нам наплевать, вы увидите сами, сколько народу придет в первый день работы". И прав оказался. Все эти шпильки в интернете для компании – комариное жужжание, не больше. Я вообще не удивлюсь, если окажется, что атаку на магазин «Ив Роше» начала сама компания с целью привлечь к себе внимание. И, думаю, выиграла».

Добавим, что спустя сутки после начала обличительной кампании «Ив Роше» оставила на странице в «Фейсбуке» свой комментарий:

В настоящий момент мы не можем давать комментарии по вопросу, связанному с ООО "Главное Подписное Агентство", поскольку это возможно только по окончании следственных действий. Мы уважаем личное мнение каждого человека и даем всем возможность свободно высказаться у нас на странице, не комментируя ваши мнения, вне зависимости от нашего к ним отношения и текущего положения дел. В соответствии с правилами Группы и этическими нормами мы удаляем только те сообщения, которые намеренно оскорбляют честь и достоинство компании, ее сотрудников и клиентов. После того, как данный вопрос будет исчерпан, мы уверены, что ни у кого не останется сомнений в нашей репутации.