Новости

Скандал в Приморском районе: почти 200 млн на мусор потратили, а мусор никуда не делся

Новый коррупционный скандал в Петербурге – уже не трубный, а мусорный – вынес Северную столицу в топ «Яндекса» и здорово озадачил простых горожан, у которых были дела в администрации Приморского района. Для проведения допросов и обысков у руководителей районной администрации в Петербург прибыли следователи из Главного следственного управления и оперативники ФСБ. Эксперты «Моего района» причину этого рвения или не понимают, или объясняют личной заинтересованностью проверяющих. А пока следственной группе надлежит доказать, действительно ли работы по очистке были проведены только на бумаге, а в реальности свалка осталась на прежнем месте.

Сейчас известно, что глава Приморского района Вячеслав Чазов и его тоже бывший зам Василий Степушкин подозреваются в хищении бюджетных средств, которые были выделены району на ликвидацию несанкционированных свалок. Сумма контракта, заключенного в 2012 году для ликвидации стихийных районных помоек, составила 300 млн рублей. Почти все деньги были освоены – распределены по уборочным и транспортным компаниям. Но, как выяснили аудиторы, из 270 потраченных миллионов, 174 - не были пущены в дело, а осели на чьих-то счетах, потому что работы, проведенные по смете, на самом деле не производились. Это значит, что в компанию проштрафившихся чиновников скоро должны  влиться руководители нанятых ими фирм, кои присвоили эти деньги с ведома администрации.

Это дело напоминает осеннюю эпопею с заменой труб: старых на старые, но – судя по сметам – довольно дорогие. Тогда в деле мгновенно появились обвиняемые – чиновники и бизнесмены, коих сразу же взяли под стражу. Основания для этого были: солидные суммы денег, обнаруженные у фигурантов дома. Что покажут обыски у Чазова и Степушкина, пока не известно. Дома у них ищут ценности, на бывшей работе - документы.

Стоит отметить, что реляции: сколько тонн мусора вывезено и сколько несанкционированных свалок ликвидировано – шли из района весь год. В начале 2012-го те же Чазов и Степушкин обещали покончить с мусором и уже начали выполнять обещания. Экологи подтвердили «МР», что свалки рекультивировали: вывозили мусор, привозили песок и землю. За первые полгода вывезли 72 тысячи кубометров, причем, не только «шашлычного» мусора, но строительного, за который чиновники постоянно пеняли жадным строительным компаниям. Больше всего мороки доставил Ново-Орловский лесопарк, на подъездах к которому пришлось в итоге установить шлагбаумы и перекопать дорожки, чтобы ни одна машина не могла проехать. Всего в районе к ноябрю 2012-го, то есть до выпадения снега, ликвидировали 33 незаконных свалки и вывезли еще 300 тысяч тонн отходов.

Теперь стало известно, что мусор не вывозили – то ли его не было в таких количествах, то ли с вывозом возникли заморочки. Директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов выразил свои сомнения: почему коллизия вообще закрутилась вокруг районной администрации, если ликвидация несанкционированных свалок – прерогатива муниципальных властей. Они составляют адресную программу, они получают из бюджета деньги, проводят конкурсы и нанимают фирмы. Так что в деле могут появиться и другие чиновники.

Почему чиновники не боятся совершать хищения, имея перед глазами примеры разоблачений, арестов и т.п., да еще проведенных с помпой на всю страну, с участием московских следственных групп? Публицист Дмитрий Губин объясняет это просто: живя в определенной среде, невозможно существовать по одним правилам, если вокруг – другие. Это испытание, которое выдержать сложнее, чем пережить страх ареста.

«Мои знакомые, работающие в частных фирмах, но выполняющих работы по госконтрактам, говорят, что величина отката в последнее время увеличилась до 75 процентов, а лет пять назад была процентов 25, - говорит колумнист и телеведущий Дмитрий Губин. – Пора, наконец, понять, что откаты – это не нарушения в работе системы, это система и есть. Боятся чиновники ареста? Безусловно. Откажутся брать взятки? Они просто не могут отказаться. Они не белые вороны, они понимают, что противопоставлять себя системе – это все равно что в брежневские времена пойти поперек первомайской демонстрации. Вот это корпоративная мотивация часто сильнее, чем собственно.

Так что откаты сегодня есть во всех сферах деятельности, будь то прокладка труб, уборка мусора, питание и т.п. И, кстати, по моей информации, теплоцентрали рвались не только потому, что трубы для их укладки использовали гнилые. А потому, что давление в них намеренно повышали, чтобы освоить бюджет по аварийным ремонтам, в смету которого, разумеется, тоже включали откаты.

Можно ткнуть пальцем в любую отрасль и найти там коррупцию. И если где-то кого-то разоблачают, то это происходит не из-за борьбы с коррупцией, а по личным либо клановым соображениям. Это не значит, что все чиновники потеряли страх и стыд. Нет, они живут ровно так, как живут все чиновники. И либо ты честный нищеброд, который едва сводит концы с концами и которому никто из-за его упертости никто не даст подняться выше мелкого столоначальника – либо играешь в общую игру. Которая иногда включает и проигрыш в виде обысков и посадки».

Справка «МР»

Вячеслав Чазов был известен как глава спорткомитета Администрации Петербурга. Он покинул этот пост вскоре после назначения Полтавченко губернатором Петербурга. До ноября 2011 года районом руководил Андрей Кутепов, а еще раньше – Юрий Осипов, ставший потом главой Жилищного комитета. После прихода Георгия Полтавченко Осипов ушел на повышение в Минэкономразвития, а Приморский район возглавил городской начальник Комитета по физкультуре и спорту.

Год спустя, в ноябре 2012-го заместитель главы Приморского района Василий Степушкин уволился из администрации по собственному желанию. Как и Чазов, он работал ранее в Спортивном комитете.