Новости

Туристы выбирают дым фабричных труб вместо солнечных пляжей

Устали от пляжей Турции? Нагулялись по Европе? Больше не можете смотреть на азиатскую кухню? Отправляйтесь-ка на завод! Экскурсионные туры по предприятиям грозят здорово поменять туристический рынок. Это называется «промышленным туризмом».

Как обычно, все новое просто хорошо забыто. Прародителем этого увлечения следует считать т.н. «аристократические турне». В Британии XIX века у «золотой молодежи» появилась привычка включать в свои поездки по другим странам образовательный элемент. В Париже лондонских денди вкратце знакомили с языком и фехтованием. Во Флоренции им читали курс лекций по истории живописи (по воспоминаниям современников, особенно туристов занимала «обнаженка» на полотнах гениев Ренессанса). В Германии им демонстрировали новейшие достижения науки («посмотрите, господа, что учудил этот Гаусс»). Наконец, в Голландии обеспеченные английские дарования вновь оказывались нос к носу с живописью («как в Италии, только скучнее и меньше обнаженки, господа»).

Такие туры были популярны до второй половины XIX века. Потом их вытеснила мода на казино и «воды». Но прошло полтора века и они вернулись – в обновленном виде. Современные путешественники пресытились турпоездками. Лежать на пляже, ехать на слоне – стало банальным. Туристы жаждут знаний. Им интересно, как делают гамбургеры, зубную пасту, коньяк, колбасу, презервативы и многое другое.

Главные точки притяжения - это высокотехнологичные компании, занятые производством гаджетов. Рождение миллионов планшетов и смартфонов - завораживающее зрелище. Настоящая Мекка – Силиконовая долина. Компании уровня Intel проводят официальные экскурсии, где показывают, как и из чего собирается их продукция. Конечно, туристов пускают далеко не везде, боясь промышленного шпионажа. Но посмотреть на запущенное массовое производство – пожалуйста. 

Другой тренд – электростанции. Во Франции толпы туристов ездят смотреть на приливную электростанцию на реке Ранс. В Америке – популярна т.н. «дамба Гувера» на границе штатов Аризона и Невада. В России предлагают туры на Калининскую АЭС в Тверской области. Еще недавно посмотреть на эти гиганты человеческой мысли было невозможно.

Наконец, популярностью пользуются традиционные производства. В Америке это заводы «Харлей Дэвидсон» и «Джек Дэниэлс». Первый показывает процесс сборки мотоциклов, второй объясняет туристам, как делают виски. В Германии и Бельгии популярны туры по местным пивоварням – процесс производства пива там фактически не менялся на протяжении сотен лет. На Кубе водят на сигарные фабрики: туристам дают посмотреть за процессом ручной скрутки сигар и попробовать сделать сигару самим.

Промышленному туризму прочат хорошее будущее. Прежде всего потому, что этот формат интересен предприятиям не меньше, чем туристам. В битве за лояльность покупателя заводы готовы открывать почти все двери.

share
print