Воры зарятся на флору
В Бирюлевском дендропарке регулярно исчезают посадки туи, можжевельников и привезенной из Канады ели «Коника».
Некоторые нечистые на руку люди научились выбирать в Бирюлевском дендропарке наиболее ценные деревья и кустарники.
«Воры начали разбираться в флоре и теперь не любое дерево выкапывают, а наиболее редкое. Днем, скорее всего, ходят, выбирают, а ночью воруют», — говорит Гиви Гвилава, замдиректора спецлесхоза «Юго-Восточный», в ведении которого находится дендропарк.
Но бывает, что выкапывают растения и при дневном свете. «Я не раз видел, как две гуляющие пенсионерки выкапывали розы в парке. Говорю им: «Что вы делаете»?, а они: «А что, нельзя?» Удивительные люди», — сказал Гвилава.
С начала 2005 года из дендропарка исчезла почти вся ель «Коника», которую привезли из Канады. «Конику» почти всю выкопали. Осталось только одно дерево, да и у того непонятно зачем верхушку спилили», — сказал Гвилава.
Растущая только в Канаде «Коника» похожа на пышную елку. Это очень прихотливое растение и плохо приживается в России из-за холодного климата.
«Популярностью у воров всегда пользуются туи и можжевельники», — сказала Любовь Третьякова, заведующая питомником дендропарка. По ее словам, рыночная стоимость каждой пяти- семилетней туи, из листьев которой можно получить эфирное масло для парфюмерных и медицинских нужд, достигает 10 тысяч рублей. «Мы удивляемся, что редким растением под названием «Аралия Маньчжурская» — его еще называют дальневосточной пальмой — пока никто не заинтересовался, а оно очень дорогое», — говорит Третьякова.
В последнее время редкие растения, а также можжевельник, тую и тис сажают внутри огороженного участка. Там их охраняют собаки.
С начала года, по словам Третьяковой, воры причинили дендропарку ущерб на 25 тысяч рублей. Это почти втрое больше, чем в 2005 году. «Ущерб мы считаем по государственным ценам. На рынке стоимость растений в 2-3 раза дороже».
Воры – не единственная напасть для дендропарка. «У нас и лавочки ломают, щиты вытаскивают, кормушки для зверей сжигают», — говорит Гвилава. В этом году из 46 лавочек шесть сломали — на Березовой, Туевой и Рябиновой аллеях, из двадцати кормушек для белок и зайцев осталась одна. «Все удивляюсь, как можно согнуть железные прутья диаметром почти в два сантиметра на заборе», — говорит он, указывая на сломанные железные ворота около домика администрации. Створка ворот теперь лежит в пруду, в 100 метрах от своего прежнего местонахождения.
За охрану дендропарка отвечают 10 государственных инспекторов, которые работают с 8 утра до 5 вечера. «У нас практически никаких полномочий. Мы можем только следить за порядком и составлять протоколы на нарушения без штрафа», — говорит Виктор Сахаров, инспектор в Бирюлевском дендропарке.
Пойманные нарушители редко соглашаются подписать протокол. «Из десяти только один скажет честно, что нарушил. Остальные могут и послать подальше. Милиции нам не хватает», — сказал он.
«Наше ОВД отписало, что милиция территорию патрулирует, но лично я ни разу никого не видел», — сказал Гвилава.
«Летом в парке убили двух женщин, а еще нескольких ограбили. Пока не будут работать органы милиции, здесь будет беспорядок», — говорит Гвилава.
Парк перестает быть излюбленным местом для многих, кто раньше постоянно проводил там время.
«Я тридцать лет живу в Бирюлево. Двадцать лет назад каждые выходные ходила в наш парк. Сегодня — раз в месяц. Там стало как-то неуютно. Теперь уже не увидишь табличек с названиями растений, лавочек почти не осталось, домики для отдыха разломали», — говорит 42-летняя Ольга Перова, продавец.
«Надо патрули выставлять и штрафовать нарушителей», — сказала 45-летняя Людмила Скачкова, библиотекарь. Она часто видит, как молодежь жарит в парке шашлыки и бросает остатки пирушек на землю.
«Мусор не сразу наносит урон: остатки целлофана, стеклянные бутылки, железные банки «помогают» природе исчезнуть постепенно, — сказал Валерий Петров, председатель правления Российского экологического центра. — Но не каждый захочет гулять там, где под тонким слоем земли закопаны стекла и пакеты».
Бирюлевский дендропарк создавался в 1938 году для культивации всех древесных и кустарниковых культур, которые способны выжить в нашем климате и которыми можно украшать столицу. Сейчас в дендропарке насчитывается около 250 сортов и видов разнообразных экзотических растений с Дальнего Востока и Кавказа, из Крыма, Сибири, Северной Америки и Японии.