Презумпция летной виновности
В обстоятельствах крушения самолета Ту-134 в аэропорту Самары 17 марта этого года, жертвами которой стали 6 человек, много непонятного. Главная загадка: почему лайнер, управлял которым опытный экипаж, зацепил крылом землю в момент посадки?
Кое-что, впрочем, ясно уже сейчас: виновными в катастрофе назначат летчиков. Об этом уже сказали по телевизору «ответственные специалисты» и написали в газетах «компетентные источники».
Я ни в коем случае не пытаюсь сейчас давить на следствие или будущий суд. Я даже не пытаюсь защищать пилотов «самарского» Ту-134, тем более что не знаю обстоятельств падения лайнера. Может быть, виноваты летчики, а может быть, и нет. Нет, я просто говорю о тенденции, сложившейся в последние годы в российской гражданской авиации. А тенденция такова, что в результате расследования причиной практически всех авиапроисшествий называют пресловутый «человеческий фактор».
Конечно, все не так просто: комиссия всегда фиксирует несколько причин каждой катастрофы. Только в акте расследования эти причины излагаются в произвольном порядке, и на первом месте обязательно красуется «ошибка экипажа» (исключение — теракт). Вот и получается, что к катастрофе вроде бы привело несколько факторов: плохое техническое состояние самолета, ошибка диспетчера, неважные погодные условия, — а вина все равно лежит на летном составе.
Дело, как всегда, в деньгах. Авиаперевозки — бизнес с многомиллиардными оборотами. А каждая катастрофа — это огромные выплаты (компенсации, страховки, экспертиза, потеря репутации). Списать все на летчиков — значит значительно сократить расходы авиакомпании.
Впрочем, даже значительная часть реальных ошибок летчиков происходит из-за тех же денег. Авиатопливо стоит очень дорого, поэтому за его повышенный расход пилотов штрафуют. Попадая в сложные условия, они постоянно оказываются перед непростой дилеммой — чем рисковать: жизнями пассажиров или собственной, не слишком большой, зарплатой. В столкновении жадности с благоразумием далеко не всегда побеждает здравый смысл.