Три мифа о роли Госдепа
Много сказано про Госдеп и про его гипотетическую роль в протестах, возникших после думских выборов. Госдеп при этом представляется как абстрактная злая сила, вроде «вашингтонского обкома» или «масонского центра». Давайте все же разберемся, что это за зверь.
ГОСДЕП — Государственный департамент США, американское внешнеполитическое ведомство, возглавляемое Хиллари Клинтон. Там и все посольства, представительские функции, бюджет на программы международной помощи. Можно ли утверждать, что Госдеп пытается совершить революцию в России? Обвинения, выдвинутые Путиным и его единомышленниками, базируется на трех тезисах.
ПЕРВОЕ: «Госдеп тратит огромные деньги на «демократизацию» России».
В этом году США выделили 37,3 миллиона долларов на поддержку «демократии, прав человека и улучшение государственного управления» в России. (Они также потратили 9,7 миллиона долларов на развитие в России безопасности и 17,7 миллиона на здравоохранение.) Много ли это? Общий американский бюджет на международные проекты (не считая войны) — 47 миллиардов долларов в год. Таким образом, на «демократизацию» России тратится меньше, чем восемь сотых одного процента от общего международного бюджета на программы помощи. При таких показателях назвать свержение режима Путина приоритетом для американской внешней политики сложно.
ВТОРОЕ: «Госдеп финансирует революции, настала очередь России».
«Арабская весна», говорят, госдеповский проект. Так ли? В 2010 году в Египте на «демократизаторские» программы потратили 25 миллионов долларов. Зато в Ливии и Сирии не тратили ничего. Более того, вся американская стратегия на Ближнем востоке была построена на Мубараке, да и с Каддафи научились договариваться — зачем это всё взрывать? При всей красивой риторике американская внешняя политика прекрасно уживается с авторитарными режимами, в то время как ныне демократический Египет грозится обострить отношения с Израилем.
ТРЕТЬЕ: «Без Госдепа не было бы Болотной площади».
Оппозиция, говорят, ждала сигнала, чтобы под ложными предлогами вывести людей на улицу. Не могу сказать, смотрит ли кто из лидеров протестов на Вашингтон. Это дело их совести. Но если и смотрят, то зря, потому что все сигналы выходят из самой России. Ведь американские деньги тратятся на демократизацию в России много лет, объем финансирования из года в год сильно не меняется. Что, до 5 декабря не было сигналов из Вашингтона?
Не деньги создали движение за честные выборы. Это движение создано политической системой, которая не способна доказать гражданам, что она честная. Деньги не могут создать ощущение ответственности, обиды и надежды на лучшее, которое было у людей, собравшихся на Болотной площади. И без этого ощущения и этих людей кучка оппозиционных лидеров, пусть даже щедро оплаченных кем бы то ни было, ничего не стоит.
Автор — профессор политологии Российской экономической школы и директор Центра изучения Интернета и общества