Своими глазами
Новое гражданское ополчение
На тренинги для наблюдателей приходят толпы. В приемной Прохорова, например, которая расположена в здании Центрального телеграфа, вечерами очередь из желающих поработать на выборах в качестве наблюдателей начинается чуть ли не на улице. Люди порой ждут по часу и больше, чтобы получить направление на участок. Приезжают из деревень, подмосковных городов, других областей. Им никто не обещает за это денег — просто добровольцы. От количества людей и от атмосферы тревожного воодушевления четкое ощущение — на дворе мобилизация: началась война и все приличные люди должны встать на защиту чего‑то очень важного.
И не важно, кто ты по политическим взглядам — правый, левый, зеленый, либерал, монархист или коммунист: когда Родина в опасности, все должны быть вместе. Вот такое настроение.
Но с кем война и что нужно защищать?
Тренинги и встречи наблюдателей напоминают собрание отрядов самообороны, где обсуждают план защиты важного объекта: «Если они так, то мы вот эдак…», «Если они с этого боку зайдут, то мы вот так их встретим…». Распределяют роли, прорабатывают сценарии. Пытаются понять, как выиграть, играя по правилам, у тех, кто по правилам играть не собирается. «Они» — это те, кто будут фальсифицировать, вбрасывать, подменять.
По другую сторону баррикады, по неформальным донесениям из управ, инструктируют, как сделать нужный процент нужному кандидату, объясняют, как устранять вредных наблюдателей, когда и как переписывать протоколы. Для этих людей «они» — это наблюдатели, которые будут бороться с фальсификациями.
Первые уверены только в своей моральной победе, вторые — в реальной.
На стороне одних — закон и правда. На стороне вторых — управы, префектуры, суды, прокуратура, милиция и Владимир Путин.
«Они готовятся к тому, чтобы использовать какие‑то механизмы, которые подтверждали бы, что выборы сфальсифицированы. Сами будут вбрасывать, сами контролировать, а потом сами предъявлять», — заявил кандидат Путин и этим ясно продемонстрировал, на чью сторону он встает. Для Путина «они» — это те самые граждане добровольцы, которые хотят защитить свое право не быть обманутыми на выборах, право такое же естественное и безусловное, как право не быть обвешанным и обсчитанным в магазине.
То, что сейчас происходит с наблюдателями, необыкновенный рост их числа — это, пожалуй, самое удивительное и радостное явление в нынешней политической жизни. Если хотите, начинается, а возможно, и уже началась нравственная, эстетическая война между циничными упырями, правящими от нашего имени, и гражданским ополчением, не желающим этих упырей долее терпеть.
Не мы начинали эту войну. Но Минин и Пожарский наверняка нами гордились бы.