Москвичам не доверяют улучшение собственного города
«Мы получим дорожки, которыми пользоваться невозможно».
Антон Мэйк, автор велопроекта USE/LESS, сомневается, что из попыток мэрии сделать нормальную велосипедную инфраструктуру что‑то выйдет: вместо того, чтобы привлечь к разработке проекта тех, кого он непосредственно касается, чиновники привычно поручили разработку государственной структуре.
СЕКРЕТЫ. Антон больше известен под псевдонимом Мэйк. В 2010 году он разработал карту столичных веломаршрутов (проект USE/LESS). Сам велосипедист, он знает, где и как проехать, что изменить, чтобы маршруты связались в сеть.
В этом году в Москве объявили тендеры на разработку проекта велотранспортной инфраструктуры. Задача — обеспечить велосипедистам высокую скорость передвижения (15,5 километра в час), создать парковочные места для велосипедистов, спроектировать 72,8 километра велодорожек. Заказчиком тендера была Москомархитектура.
Тендеры привлекли внимание московских велосипедистов. Появилась группа, приступившая к разработке велотранспортной концепции: представители Велотранспортного союза**, ЦНИИП велотранспорта*** и ребята из USE/LESS.
* Научно-исследовательский и проектный институт (НИиПИ) Генплана Москвы. Базовая проектная организация в области градостроительства Москвы, выигрывает подавляющее количество проектных тендеров в городе. Госпредприятие.
** Велотранспортный союз. Представляет интересы велосипедистов, принимает участие в разработках велотранспортных систем.
*** Центральный научно-исследовательский институт проектирования велосипедного транспорта имени Валфиуса.
Группа попыталась принять участие в тендере, но потерпела неудачу по формальной причине: чтобы прокладывать велодорожки, от исполнителя потребовали разрешение от ФСБ на работы с гостайной. Это условие почему‑то было включено Москомархитектурой в техзадание.
СВОИ И ЧУЖИЕ. По словам Игоря Налимова, президента Велотранспортного союза, тендер изначально проводился ради победы госкомпании: техрегламент к конкурсу составлялся при посредничестве Генплана, организации, которая и выиграла тендер.
После того как был объявлен победитель, велосипедисты всё же обратились в Генплан со своими предложениями. Однако, по словам Геннадия Суздальцева, замдиректора ЦНИИП велотранспорта, победитель отказался сотрудничать.
Пресс-служба Генплана не ответила на вопросы о новой велоконцепции. Чтобы получить объяснения, что же предполагается сделать в этой области, нижестоящие пресс-службы предлагали МР обратиться в вышестоящие, пока всё не уперлось в пресс-службу мэрии. Там тоже ничего не сообщили. Концепция же инициативной группы просто выложена в Интернете.
По мнению Антона Польского, мэрия в итоге привлекла к работе людей, не знакомых с проблемами велосипедистов.
ФАНЫ И ПРОФАНЫ. Что бывает, когда к решению проблемы подходят формально, видно по велодорожкам, уже проложенным в рамках госпрограмм. Одна из них проходит по тротуару проспекта Вернадского, но велосипеды на дорожке редки: невозможно проехать из-за потока пешеходов.
Инициативная группа велосипедистов сейчас разрабатывает проект нового закона о велотранспорте, готовит новую карту удобных веломаршрутов. «Вне зависимости от финансирования нам нужно продолжать», — говорит Мэйк.
Посмотреть концепцию, подготовленную инициативной группой: velotransunion.ru. Раздел «Документы».