Средний возраст учителей в петербургских школах – 50 лет.
«Такое чувство, что наших детей учат одни бабушки, – говорит Ольга Пискунова, мама двоих школьников. – Где же молодые учителя?» Этим вопросом в последнее время задаются не только родители, но и специалисты.
«Школа без молодых напоминает семью, где есть только пожилые и маленькие внуки. В такой семье, скорее всего, традиции будут, а движения вперед – нет!» – считает Михаил Эпштейн, кандидат педагогических наук, директор образовательного центра «Участие».
Кому за 50
По данным комитета по образованию, в Петербурге 11 350 учителей в возрасте до 30-ти лет – это 16 % всего педагогического состава. Во многих школах – от 0 до 5 % начинающих учителей.
Средний возраст учителей в петербургских школах – 50 лет, работает много пенсионеров 60-65 лет и старше.
«А куда им идти? Педагогическая пенсия – чуть больше 3 тясяч рублей», – говорит Александр Бухчин, специалист комитета по образованию.
На днях об этой проблеме открыто заявил министр образования Андрей Фурсенко. По его словам, учителям-пенсионерам надо предлагать работу в других сферах, например, опеки и попечительства или дошкольного образования.
Во что выльются идеи главы Минобразования, не ясно, но пока речи о повышении пенсий людям, которые заслужили право на отдых, не идет.
В школы идут 8 % выпускников
Ежегодно РГПУ имени Герцена выпускает более 4 тысяч педагогов. Однако в этом году в школы Петербурга прибыли всего 333 специалиста, в прошлом – 340. Самый большой дефицит студентов – по специальностям «математика», «история», «физика», «химия», а эти предметы – в числе главных в школе.
Не секрет, что многие, еще будучи абитуриентами, поступают в РГПУ без прицела на работу в школе. Либо выбирают офисную работу не по специальности, либо организуют частную практику по психологии, прикладному творчеству, иностранным языкам.
Но даже те немногие выпускники, которые готовы работать, порой не могут устроиться в школы. 26-летняя Юлия Фокина, выпускница РГПУ имени Герцена, - учитель ИЗО. В ее районе не нашлось ни одного места учителя ИЗО: многие заняты педагогами почтенного возраста.
Платят копейки
Главная причина отсутствия молодых учителей в школьных стенах – низкая зарплата. Сегодня выпускник педвуза имеет базовую ставку в 4545 рублей, с 1 января она поднимается до 5545 рублей.
Петербургские повышающие надбавки поднимают зарплату до 6 - 7 тысяч рублей. Минимум два года учитель будет получать такую зарплату и только потом сможет защититься на вторую или первую категорию. Это повысит его доход примерно на 2 тысячи рублей.
«Какие перспективы у молодого специалиста? Чтобы получить высшую категорию – пять лет работы! И никакого жилья или льгот на его приобретение», – говорит 23-летний Александр Муртазин, который последние дни дорабатывает на должности педагога-организатора школы № 87 Петроградского района.
С первых дней в школе Александр стал вести необычные «уроки толерантности», которые полюбились ученикам. Со старшеклассниками они просматривали фильмы, например, «12» или «Пианист», и затем дискутировали, а для малышей Александр придумал фестиваль доброжелательности.
С появлением в школе «Саши» все как-то ожило: постоянные праздники, а еще и спектакли – Александр вел театральную студию. Сейчас ему предложили работу в агентстве по организации корпоративных праздников с хорошей зарплатой.
Человеческий фактор
На отсутствие в школах молодежи влияет и климат в коллективах. «В большинстве школ на молодых просто ездят. Нами не занимаются, не интересуются. И никакой реабилитации или центров поддержки», – говорит учитель, просивший не называть его имени.
Анонимно молодые учителя рассказали, что сталкивались с «поучением» прямо перед детьми, унижением перед коллективом, «сваливанием» на них секретарских обязанностей.
«На моих глазах новенькая учительница, способная, яркая, плакала каждый день, – говорит учитель с 40-летним стажем Наталья Михайлова. – Чтобы хоть как-то заработать, молодые берут двойную и тройную нагрузку. А опыта нет, начинаются придирки руководства».
Если директора школ понимают, что им нужны молодые педагоги, то они что-то делают для этого.
Юлия Смирнова – пятикурсница РГПУ имени Герцена, учительница математики в школе № 120 Выборгского района. Девушка обожает свою работу, чем вызвала симпатию детей и коллег.
В этой школе много молодых учителей. Как объясняет завуч Вера Пивень, в школе молодых поддерживают, создано специальное метообъединение для помощи в работе. «Мы готовим себе смену», – говорит завуч.
Комментарии специалистов
Михаил Эпштейн, кандидат педагогических наук, директор образовательного центра «Участие»: «Молодые в состоянии совершить авантюрные поступки, признавать свои ошибки, делать прорывы в новое, реализовывать смелые идеи. У пожилых учителей уже накопилась эмоциональная усталость. Если в школе не будет молодежи, у нас вырастут дети, не умеющие принимать самостоятельные решения, привыкшие не рисковать, плыть по течению и надеяться, что кто-то другой за них все устроит». |
Марина Бейлина, По ее словам, в Москве нет острого недостатка в молодых учительских кадрах. Средняя зарплата молодых педагогов – 20-25 тысяч рублей. |
Для сравнения
В Петербурге |
В Москве |
16 % учителей до 30-ти лет | 25 % молодых учителей |
Оклад – 5545 рублей | Оклад – 12 тысяч рублей |
В течение трех лет надбавка к зарплате – около 2 тысяч рублей | В течение трех лет – надбавка к зарплате около 5 тысяч рублей |
Компенсация на отдых – 12 тысяч рублей в течение трех лет | Компенсация на отдых – 20 тысяч рублей в течение трех лет |
Оплата половины стоимости проездного | Оплата половины стоимости проездного |
Выплата пособия при поступлении – около 15 тысяч рублей. Возможно получение дополнительного образования | Существует льготная очередь на улучшение жилищных условий |
Средняя зарплата – 7-11 тысяч рублей | Средняя зарплата – 20-25 тысяч рублей |