Выборы
Суд признал, что на одном участке были фальсификации
Мертвые души. В списке избирателей дома № 14 на Кубанской улице оказалось в три раза больше квартир, чем в реальности. «Жильцы» несуществующих квартир получили бюллетени. Фото cashey2.livejournal.com
Суд признал, что на одном из избирательных участков были фальсификации во время выборов президента в марте этого года. Правда, по мнению судьи, зафиксированные нарушения не повлияли на результаты голосования на этом участке.
ПРОСЧЕТ. 4 марта на участке
№ 1359 в Люблино наблюдатели заметили группу дворников, которые прошли для голосования к отдельному столу. Их отмечали в книге избирателей, в которой был записан один адрес — улица Кубанская, дом 14. В доме согласно списку было 194 квартиры.
Один из наблюдателей знал, что этот дом — обычная пятиэтажка и в нем всего 52 квартиры.
Голосование по этой книге удалось прекратить. Но к тому моменту по ней уже выдали 57 бюллетеней.
Проверка других книг избирателей выявила, что в одну из них внесены реальные жильцы
52 квартир в доме № 14 на Кубанской улице. В той книге, где в доме значилось 194 квартиры, были записаны посторонние лица. Наблюдатели считают, что по этой книге должны были голосовать работники муниципальных служб.
И за счет них один из кандидатов в президенты мог получить дополнительно до 400 голосов избирателей (официально на данном участке зарегистрировано 1808 избирателей).
СЛАБОЕ МЕСТО. Уточнением списков избирателей в Москве занимаются районные управы, объясняет Андрей Бузин, эксперт независимой ассоциации «Голос». Накануне выборов списки берут из реестра избирателей. Затем сотрудники управы должны проверить список и передать его в участковые избирательные комиссии (УИК). Члены комиссии могут ходить по домам и спрашивать, живут ли по указанным адресам люди, внесенные в список. Также они могут получить актуальную информацию из ЗАГСа или военкоматов. Но, как правило, члены УИК этим не занимаются.
ЦЕНА ОШИБКИ. Действия членов избирательной комиссии на участке № 1359 в Люблино суд признал незаконными. Но никакого наказания членам комиссии не назначено. Также суд не стал отменять результаты голосования на данном участке.
Для их отмены должны быть доказательства, что из-за ошибки с количеством избирателей как-то иначе распределились голоса среди кандидатов.
Ошибки в списках избирателей влияют на явку. Эти ошибки могут делать преднамеренно, но они не являются основным источником фальсификаций на выборах. «Они не сравнятся по серьезности с переписыванием итоговых протоколов или перекладыванием бюллетеней при подсчете (от одного кандидата к другому)», — считает Бузин.