Истории

Снесли последний деревянный вокзал. Зачем?


История. Так выглядел деревянный вокзал «Ильинское» еще этим летом. В середине прошлого века на эту платформу на дачу приезжали академик Сахаров, писатель Солженицын и министр иностранных дел Молотов. Фото Артёма СВЕТЛОВА

«Ушел целый класс исторического наследия. Это примерно такая же утрата, как если бы снесли последнюю дворянскую усадьбу или последнюю церковь», — заявляет «Моему району» Юрий Егоров, координатор движения «Арх­надзор».

В Подмосковье на станции Ильинское Усовской железной дороги (Белорусское направление) снесли последний в России деревянный вокзал дачного типа.

Такие строения появились во второй половине ХIХ века. Именно тогда в нашей стране горожане обзаводились загородными дачами, до которых добирались по железной дороге.

На платформах в дачных поселках пассажиры были только в дачный сезон. Поэтому возводить основательные строения не имело смысла.

В начале ХХ века было несколько сотен дачных вокзалов, уверяет Егоров из движения  «Арх­надзор». В послевоенные годы железная дорога реконструировалась, появились высокие пассажирские платформы. Дачные вокзалы оказались менее приспособленными к новой жизни, их начали уничтожать. К 2000‑м годам сохранилось лишь три деревянных павильона дачного типа — на платформе Ильинское в Подмосковье, на платформах Александровская и Курорт под Санкт-Петербургом.

Вокзал платформы Курорт сгорел, а здание на Александровской снесли.

Вокзал на Ильинской хотели снести в 2010 году. В нем уже пять лет не работали кассы, требовался ремонт. На защиту встали мест­ные жители. Здание отстояли.

В 2012 году представители «Арх­надзора» готовили документы для признания последнего дачного вокзала памятником. Параллельно они отправили письмо в дирекцию ОАО «РЖД» об уникальности вокзала и необходимости его сохранения.

Юрий Егоров говорит, что еще 15 октября на слушаниях в Общественной палате представители РЖД говорили о том, что не знают, как быть с ним. Днем 18 октября представители «Архнадзора» поехали на платформу, чтоб сделать недостающие для подачи заявки фотографии вокзала. Но застали руины и рабочих подрядной организации. Те по распоряжению РЖД снесли это здание в рамках реконструкции Усовской железнодорожной линии.

«Мы опоздали на несколько дней. Если б мы подали документы на признание здания дачного вокзала памятником, трогать его уже было бы нельзя. А так РЖД как собственник имело право делать с ним что хочет. Никого даже нельзя наказать за снос», — сетует Егоров.

share
print