Истории

Молодые петербуржцы заработали миллионы на кальянах

Петербуржцы Борис Мисиков, Алексей Рублев и Станислав Медков открыли собственный бизнес, поставив приготовление кальянов для баров и ресторанов на аутсорсинг. Первый миллион они заработали, когда им было по 20 лет. В 2015 году их бизнес окажется под запретом - но пока юноши наслаждаются, снимая дивиденды.

Офис «Нарджилии» находится на последнем этаже гостиницы в центре города. Из-за дверей раздаются басы. В офисе приглушенный свет, музыка, посреди бара круглый стол — бизнесмены обсуждают деловой вопрос, периодически один из владельцев поднимается по лестнице за диджейский пульт, чтобы сменить музыку. На подиуме - мягкие пуфики и низкие столы. Необычный офис.

Борису Мисикову и Алексею Рублеву — по 23 года, Станиславу Медкову — 22. Три года назад они открыли собственный бизнес, поставив приготовление кальянов для баров и ресторанов на аутсорсинг. Сейчас компания молодых людей обслуживает 150 заведений в Петербурге и других городах.

НАЧАЛО. В университете финансов (ФИНЭК) Борис и Станислав осваивали международные экономические отношения. «Мы и бизнес строили исходя из того видения бизнес-процессов, которые нам преподавали», — говорит Борис. Алексей Рублев учился в университете им. А. И. Герцена. 

Станислав работал в банковской сфере, любил кальян и в какой-то момент на выходные устроился кальянщиком в бар. «Администрации понравилось, они предложили еще поработать, — говорит Стас. — И мы поняли, что заведения испытывают потребность в том, чтобы процесс кто-то взял под контроль. Эта услуга не связана с ресторанной сферой, они не знают, где заказывать табак, искать консультантов, как налаживать процессы, какое меню сделать. А мы это все реализовали и в определенный момент предложили учредителю перейти на новую схему работы — по аутсорсингу».

Учредитель согласился. Старт получился хороший, парни получили в распоряжение целую сеть баров. «Честно говоря, у нас тогда была кредитная карта на 60 тысяч, деньги мы спустили на первые закупки. Это, собственно, и все», — говорит Станислав. Так он свернул с намеченного пути: всегда мечтал стать банкиром.

Борис, наоборот, всегда интересовался бизнесом. Родители-врачи были рады его делу. Вскоре три товарища открыли компанию и начали работать официально.

БИЗНЕС. Персонал искали на кальянных форумах. «Мы были первыми, кто набирал кальянщиков среди любителей, — уверяют бизнесмены. — Люди поперли: мало того, что можно попробовать все вкусы, так еще и деньги платят». По словам Бориса, это была очень ценная идея: «Раньше кальянами занимались, в основном, приезжие: египтяне, азербайджанцы, арабы. А у нас кальянщики были с хорошим русским языком».

ПЕРЕЛОМ. «Я всегда интересовался крупными компаниями и как раз прочел книжку про «Макдоналдс», про их систему франчайзинга, — вспоминает Борис. — Хорошо помню вечер, когда я рассказал об этом Стасу и мы сели обсуждать идею».

Заведений было много, а ресурсы ограничены. Виделись два пути развития. Первый: привлекать дополнительные деньги, чтобы расширяться, второй — развивать сеть при минимальных вложениях. Его и выбрали, потому что задача стояла — развитие бренда. Молодые люди занялись мини-франчайзингом.

«Что это значит? Ребятам, которые у нас работали, хотелось профессионально расти, — объясняет Борис. — Если у человека нет этой возможности, у него пропадает вкус к работе. Любой предприниматель, который управляет большим количеством людей, сталкивается с побочным явлением — «леваком». Поэтому у нас пропадало огромное количество табака, угля — бороться с этим было тяжело».

К началу 2010 года троица обслуживала уже больше 20 заведений. Предприниматели решили, что не будут контролировать их сверху, пусть работники контролируют себя сами, и предложили своим кальянщикам стать субподрядчиками. За причастность к бренду те платили процент.

Было 20 заведений, а стало больше 150. «Все, что мы просили — 5% от прибыли. С точки зрения франчайзинга — копейки», — заключает 23-летний Борис. Первыми стали Уфа, Иркутск, Омск. Столицу петербуржцы оставили для себя, «потому что Москва — это половина всего рынка в России». Филиал откроется в конце февраля.

ХИТРОСТИ. Помимо развития сети три товарища решили заняться импортом. Они стали эксклюзивными дистрибьюторами американского табака в России и СНГ. Потом занялись производством эксклюзивных кальянов. Нашли завод, придумали дизайн и выпустили линейку космических форм и расцветок.

Самой успешной с точки зрения раскрутки бренда они считают «Битву Кальянщиков». «В жюри мы пригласили наших конкурентов, — гордится Стас, — и они сделали нам нереальную рекламу, раскручивая наше мероприятие. В этом и был главный успех».

Другой хитрый ход для раскрутки — круглосуточный магазин с доставкой «Голые девушки с кальяном». «В сети «ВКонтакте» нельзя рекламировать кальян. Нельзя — и все. Это личный бзик Павла Дурова. А мы рекламировали как бы голых девушек». В доставке кальянов девушки в итоге не участвовали.

УЧЕБА. Все трое закончили учиться в 2011 году. «Из университета нас чуть не исключили. Но все-таки мы закончили!», — смеются Стас и Борис. Диплом они писали на одну тему: импорт акцизных товаров. Практику оформили сами у себя. Во время защиты приводили реальные данные компании.

«Кроме нас не было на курсе таких успешных, — хвастаются предприниматели, — Некоторые даже работу не нашли».

С 2015 года их бизнес окажется под запретом: вступит в силу федеральный закон о запрете курения табака в общественных местах. «У нас есть план, но поговорим об этом в 2015 году», — улыбается Борис.

share
print