Текущая крыша – как главное событие этого года
Меня просили написать про главное событие 2012 года - что в Петербурге случилось за год такого, что можно назвать самым важным, имеющим далеко идущие последствия или всё объясняющим. Я решил, что это просто – день-ночь подумал, и понял, что для меня главным событием 2012 года была протечка крыши и попытки устранения этой протечки с помощью ЖКС №2 Петроградского района с привлечением разных городских чиновников. Я про это сейчас расскажу.
Но сначала скажу про другие события, которые я не признал главными – в сравнении с текущей крышей.
Был, скажем, такой вариант: главное событие – это марши против фальсификаций на выборах. Дело важное, нужное. Но в Петербурге эти марши были делом вторичным по отношению к Москве. И на жизнь большинства горожан это никакого воздействия не оказало – может, в перспективе окажет в виде расцвета демократии и другой гласности, а пока - нет.
Или хорошее событие – борьба губернатора Полтавченко с девелоперами и застройщиками, которых так любила губернатор Матвиенко. В итоге эксперты говорят, что застройщики обидятся и уйдут в другие регионы, да вот хоть в Ленобласть, а Петербург останется с носом. В теории – серьезная вещь. Если на самом деле уйдут эти замечательные девелоперы, сократится количество рабочих мест, вырастет, наверное, цена на недвижимость, и для газет-журналов-прочих СМИ плохо, если рекламодатели уйдут. Но - это теория. В реальности пока всё не так и ужасно – рабочие места по большей части мигрантские, да и девелоперы вовсе не хотят из города уходить – подстраиваются под новый Смольный.
Или событие – снос дома Рогова. Градозащитники шумят, Сокуров вообще говорит, что с Матвиенко ему было легче, чем с Полтавченко. Но Сокуров, по-моему, ошибается (не в том, что встречаться с Матвиенко ему было приятнее во всех отношениях, а по результатам этих встреч) – при Матвиенко дома сносились более-менее сознательно, а сейчас по инерции. Что, впрочем, тоже нехорошо.
Есть еще новый стиль управления, демонстрируемый Смольным – незаметный, новые назначения в том же Смольным – непонятные. Борьба Полтавченко с коррупцией – в виде «трубного дела» или запрета проносить в здание Смольного новогодние подарки, особенно если они с алкоголем. И так далее.
В общем, ясно, что все это очень интересно и крайне важно, но разве может сравниться с крышей, которая течет прямо на ваш потолок, а с потолка капает дальше на ваш пол: кап-кап-кап.
Крыша течет не сейчас – потому что сейчас морозы были, а в морозы крыши не текут. Она потекла еще летом, в августе.
Так вот в августе потекла крыша и с крыши дальше. Хорошо текла – как пойдет дождь, так сразу и льется.
Тут опытные люди советовали три вещи:
1. Пожаловаться во все возможные жилищные инстанции.
2. Срочно купить тазик и полиэтилен, залезть на чердак и положить-поставить под дырками в крыше.
3. Если денег не жалко, найти кровельную фирму, которая заделает дыры лучше, чем коммунальные кровельщики.
Из этих трех советов удалось реализовать ровно половину, то есть один полностью (пожаловаться), а остальные частично. Я купил полиэтилена побольше и самое большое строительное ведро – литров на 24, правда было непонятно, куда я его дену, когда оно наполнится. Но опасения оказались напрасными, потому что попасть на чердак все равно не получилось.
Тем временем, текло уже с неделю, но не все время, а только когда дождь, а если нет дождя – то не текло, что логично. Жилищно-коммунальная система примерно через неделю и начала действовать. Приходил техник, составил акт и сказал, что ключ от чердака исчез в неизвестном направлении, а ломать дверь нельзя.
Приходили электрики, их послали вместо кровельщиков, электрики вывернули лампочку, через которую капало, сказав, что теперь безопасность обеспечена. Приходили сантехники, которых в другой раз послали вместо кровельщиков и сказали, что они обследовали место течи на чердаке, и сделать ничего нельзя – потому что течет по стенам (на самом деле врали, потому что ключа от чердака у них тоже не было).
В общем, система местного ЖКХ через неделю пришла в движение, но с крыши продолжало течь.
До этого я считал, что деньги решают все – и если найти конкретного местного кровельщика и дать ему немного денег, то это маленькая коррупция на низовом уровне решит проблемы текущей крыши.
Это оказалось ошибкой – штатные коммунальные кровельщики в итоге нашлись, но денег брать не стали. Как мне показалось, не потому, что они не любят коррупцию, а потому, что им не хочется лазать по крышам (кстати, потом я пытался предложить денег прочим сотрудникам ЖКХ на разных должностях, и никто у меня не взял).
Вице-губернатор Козырев (он отвечает за ЖКХ, и как раз давал нашему журналу интервью), как и я, считал, что всё на свете решают деньги и советовал жильцам самостоятельно ликвидировать проблемы своих крыш. Но и он ошибался. Потому что коммунальщики без радости воспринимают идею запустить на крышу частную фирму. Говорят: а кто будет отвечать, если частники не то сделают? Впрочем, даже получив разрешение ЖЭСовского начальства на использование кровельных фирм, не удалось ими воспользоваться – ключ-то от чердака потерян, и его ищет весь ЖКС№2 Петроградского района, и найти не может, а дверь на чердак железная…
Через месяц после начала протечек обращения в разные инстанции сработали, начальник ЖЭС нашел кровельщиков, они через другие чердаки забрались на крышу и что-то починили.
Поэтому рекомендации жалобщикам: жалуйтесь везде -губернатору, в Жилищный комитет, главе района. Сработает это не сразу – потому что система работает не моментально. Самое эффективное – звонить по телефону 004.
Теперь - уже полгода – приходят ответы на августовские обращения. В письмах обычно написано, что по сведениям Жилищного, скажем, комитета, протечка в квартире такой-то устранена. А капитальный ремонт крыши возможен только по решению жильцов, но кворум на собрании жильцов собрать не удается.
Тут чиновники немного врут, потому что кворум действительно собрать почти невозможно, но ЖЭС, которым в нашем случае этим занимается, и не пытается его собрать. Жильцы при этом уверены, что инициативу проявлять не надо, что если коммунальщикам надо, они протокол собрания сами за жильцов подпишут.
В общем, пора переходить к выводам из крышного опыта.
В Петербурге огромное количество чиновников – они звонят, отвечают на письма, берут на контроль и т.д. Они вежливы и в теории знают, что должны помогать населению. Чем выше чиновник, тем больше он боится наказания. Проблема только в том, что на конце этой вертикали два кровельщика, которым не нужны деньги.
Народ готов организовываться при наличии указания сверху. Если его направлять, он и на крышу скинется, и цветы на лестнице поставит, и на выборы ходить будет. А самостоятельно не готов пока.
Поэтому тихая власть губернатора Полтавченко (по древнекитайским рецептам – что о правителе народ должен знать только то, что он существует) – в наших условиях не работает. Нашим чиновникам и нашему народу нужны четкие и постоянные ориентиры. Если будут команды, будут снег убирать и крыши чистить. Не будет – тоже будут, но медленнее и хуже.
Кстати, тут перед морозами была оттепель, крыша опять потекла.