Новости

Михаил Касьянов: «Власти взбешены и находятся на грани безумства»

Старинное помещение Российской национальной библиотеки. На стенах - портреты выдающихся историков, в зале – те же типажи, что на портретах. Интеллигентные петербургские пенсионеры. Сутулый молодой человек с «айфоном» в последнем ряду ретвитит одного из лидеров «несистемной оппозиции». На трибуне выступает Михаил Касьянов – самый «системный» из бывших «несистемных». Бывший премьер-министр, доставшийся Путину по наследству от Ельцина, организатор Маршей несогласных и несостоявшийся «российский Ющенко» в 2012 году зарегистрировал политическую партию. «Мой район» поговорил с Касьяновым обо всем, что накопилось за эти годы.

– Михаил Михайлович, начну с самого удобного вопроса. Каковы главные достижения политика Касьянова в 2012 году?

– Первое. Нам удалось создать объединенную партию из трех организаций – Российского народно-демократического союза, «Солидарности» и Республиканской партии. Через Европейский суд по правам человека удалось добиться регистрации и доступа к выборам. То, что Рыжков, Немцов и Касьянов (сопредседатели РПР-ПАРНАС – «МР») и наши лидеры в регионах вместе – большое политическое достижение по сравнению с предыдущим периодом, когда оппозиция была раздроблена полностью. Конечно, это не венец единения, но результат хороший.

Второе. Нам удалось политически сориентировать протесты, которые были в Москве, Петербурге и других городах в декабре 2011 года. На площадях сформулированы правильные требования – свободу политзаключенным,  немедленной политической реформы... Да, не удалось реализовать эти требования. Но с этими настроениями живет сейчас общество. Считаю, это хороший результат политической игры.



О партии

– Зарегистрировать партию стало намного проще. И ваша партия не единственная демократическая с бывшими чиновниками во главе. Что вы скажете потенциальным избирателям?

– Я не знаю других демократических партий с чиновниками во главе. Поймите, чиновник не является привлекательной вещью сам по себе. Опытные люди, профессионалы – дополнение к нашей программе. Мы не просто балаболы. Мы знаем, как воплотить программу в жизнь за короткий промежуток времени.  Будем доносить эту мысль с помощью избирательных технологий и прямого общения. И еще нас зарегистрировали не по прихоти сверху, а вопреки желанию властей.

– В каких выборах лично вы  готовы участвовать?

– Любые мои желания связаны с решением партии. Если моя кандидатура пройдет через праймериз, то в любых выборах, начиная с Федерального собрания, мэра города, заканчивая президентом России, я готов участвовать.

– А если к вам обратятся активисты из Петербурга или условных Химок, вы поучаствуете в выборах в ЗакС?

– Я не пойду в местную власть, потому что не живу в этих городах. Думаю, это не очень правильно. Неестественно. 

– Получается, вы готовы баллотироваться только в Москве?

– Да, потому что я живу в Москве.

– С партией в Петербурге происходит странная ситуация. Я прочитаю несколько заголовков после учредительного собрания в нашем городе: «РПР-Парнас: первая кровь», «Идет рейдерский захват отделения...», «Охрана не пустила 20 активистов...», «Демократы устроили на своей конференции кровавую разборку». Это еще самые мягкие.

– Мы очень обеспокоены конфликтом, поскольку хотим, чтобы в Петербурге была сильная и достойная партийная организация. Ваш город важен для всего, что происходит в России. В эти дни я общаюсь с местными активистами, – могу заверить, что ситуация налаживается. Мы и на федеральном совете рассматривали этот случай. Нет глобальной проблемы с созданием отделения в вашем городе. Есть различные мнения по процедурному вопросу.

Процедурный вопрос не является препятствием для нормальной деятельности организации, мы лишь хотим, чтобы она была сплоченной. Мой визит отчасти служит цели мобилизации отделения, потому что в сентябре 2014-го пройдут муниципальные выборы – важный этап в жизни любой политической партии. Регистрация партии обязывает участвовать в выборах. И мы будем это делать!

О протестах

– Что значит «политически сориентировать протесты»? В 2012 году про оппозицию говорили, что она левеет, потом правеет...

– В декабре 2011 года на улицах сложилась широкая право-левая коалиция. Есть крайне левые и крайне правые. Демократы и либералы в центре. По общему признанию, большинство рассерженных горожан придерживается именно демократических и либеральных взглядов. Поэтому нельзя сказать, что оппозиция левеет или правеет. Оппозиция не имеет возможности конкурировать нормальным способом, как положено в Конституции, через выборы. Это, безусловно, объединяет. Но мы разные. Объединяться с крайне левыми или правыми не собираемся.  

– Болотная площадь сформулировала требования – борьбы с коррупцией, регистрации политических партий, реализации права доступа к СМИ через общественное телевидение. Путин эти требования выполняет. Путин - хороший или требования не те?

– Путин не выполняет требования Болотной. Он имитирует, будто что-то делает. Сейчас даже перестал имитировать, и все откручивается назад. Есть маленькие преобразования, например, выборы губернатора с муниципальным фильтром. Он даже сказал, что фильтры нужно отменить. Но он ничего не исполняет! Единственное, что удалось у него вырвать, – это регистрация нашей партии.

– Хотите сказать, вы не были удивлены серией разоблачений коррупционеров в правительстве? 

– Это не борьба с коррупцией, а наказание провинившихся, которые перестали скрывать, что воруют. Борьба с коррупцией – это дело всего общества. Открытая работа, прозрачная власть, свободная пресса. Реакция власти на требования общества по раскрытию тех или иных неблаговидных дел. Это должно идти изнутри. Мы наблюдаем лишь надстройку над борьбой с коррупцией, разбор полетов провинившихся. И вообще неясно, чем все это кончится. Не бывает антикоррупционных кампаний без серьезных результатов.

О власти

– Государственная дума приняла «закон Димы Яковлева» и еще целую пачку документов, из-за которой ее назвали взбесившимся принтером. Власть сошла с ума или пытается нас обхитрить?

– Депутаты взбешены и находятся на грани безумства. Надо понимать, что депутаты – это составляющая часть режима, и любой закон, который они принимают, любая эмоция, спущены сверху. Самообладание потерял лично Путин, и произошло это после принятия «акта Магнитского» в Соединенных Штатах. Путин утерял способность защищать чиновников, которые ему, диктатору, прислуживают. Аналогичный закон может быть принят в странах Шенгена. Чиновники лишатся не то, что привилегии, – такой бытовой, семейной нормы жизни, как поездка в Евросоюз. Кроме того, они не смогут размещать средства на зарубежных счетах. На данном этапе лишенцами стали люди, причастные к гибели Магнитского, но закон рамочный, он будет расширяться, и туда попадут другие нарушители прав человека.

– Как изменился уровень компетентности, профессионализма правительства по сравнению с 2000-2004 годами, когда вы были премьером?

– Это совершенно разные вещи. Наше правительство было командой. Мы понимали, ради чего там находимся, какие реформы нужно приводить в жизнь. Были жаркие споры, как эффективнее приводить в жизнь те или иные вопросы. Но удавалось вырабатывать совместные решения. Сейчас другое. Я не хочу сказать, что в правительстве нет профессиональных людей. Они там есть, остались еще...

– Может, назовете кто?

– Не буду называть. Они работают без команды профессионалов. Сами по себе копошатся. Каждый министр – помощник президента. Премьер – старший помощник президента. Фактически правительство перестало быть самостоятельным органом, как должно быть по конституции. Правительство не является источником власти, а только обслуживает президента.

– Какое направление в правительстве самое провальное?

– Все провальные. Более-менее работало финансовое направление до отставки Кудрина. Сейчас оно тоже провальное. Кудрин, несмотря на то, что друг Путина, – приверженец либеральной экономики. В свое время он препятствовал растрате бюджета. Сейчас бюджет тратится налево и направо.

– Говорят, вы с Кудриным чуть ли не враждовали, когда работали в правительстве. Вы встречались после его отставки?

– Да, это был позитивный разговор.

– Владимир Путин в 2011 году вспоминал: «Касьянов был председателем правительства, когда я исполнял обязанности президента России. И тогда многие либерально настроенные и уважаемые в либеральных кругах члены правительства – скажем, тот же Герман Греф приходили ко мне и требовали убрать Касьянова из правительства: «Мы с этим жуликом работать не будем вместе. Или он, или мы»». Как это соотносится со словами о единой команде?

– Вы, наверное, слышали: и Кудрин, и Греф опровергли эти слова.

– Кудрин опроверг про жульничество, а Греф подтвердил.

– Кудрин опроверг. Греф, поскольку он на службе, не стал уточнять, что говорил или не говорил.

***

– Михаил Михайлович, дайте экономический и политический совет, как вести себя в 2013 году.

– В экономике никакого провала и разрухи не будет. Безусловно, в Российской Федерации хрупкая финансовая система. Хрупкая, потому что все завязано на высоких ценах на нефть. Если цены упадут, будут серьезные последствия, в том числе для национальной валюты. Но пока совокупность факторов, которые влияют на экономику, не говорит о том, что мы пойдем по такому сценарию. Так что солью и гречкой запасаться не надо. Система плохая, но коллапса не будет.

Политический совет. Мы добились перемены в умах. Перемены в стране неизбежны, их нужно ускорять. Выход на улицу, участие в массовых акциях – это важнейший способ ускорения. Можно даже не вступая в РПР-ПАРНАС прислушиваться к формулировкам людей, которые занимаются политикой профессионально. Чтобы протест не был узким, у него должна быть подготовленная почва и цель. Наша цель – провести первоочередную минимальную политическую реформу и по ее итогам организовать досрочные выборы под контролем гражданского общества. Не удастся сейчас, значит, удастся потом. Мы работаем над этим.

– Что вы сейчас читаете или смотрите?

– Я сейчас перечитываю книги об истории России. Особенно меня интересует период первой русской революции 1905-1907 годов. Когда у Российской империи был шанс пойти по правильному либеральному пути. Еще старшая дочь подбивает меня смотреть фильмы, названия которых я не запоминаю, но бывает очень интересно.

***
Михаил Касьянов – российский государственный и политический деятель, председатель Правительства 2000 по 2004 год. С 2006 года — председатель «Российского народно-демократического союза». С 2012 года — сопредседатель политической партии «Республиканская партия России — Партия народной свободы». Родился в Подмосковье в 1957 году. Служил в Кремлевском полку. Окончил МАДИ по специальности «инженер-строитель». В советское время работал в Госплане. Автор книги «Без Путина».