Истории

Дефицит водителей в Петербурге : русские не хотят, мигрантов мы не хотим

В Петербурге некому водить автобусы: россияне не хотят, мигрантам — не дают. Водители пассажирского транспорта стали вымирающим видом несколько лет назад. Они нужны всем — и частным перевозчикам, и государственному «Пассажир-автотрансу». Не хватает водителей трамваев и троллейбусов. Даже «Горэлектротранс» уже готов принимать на работу мигрантов.

Власть предлагает перевозчикам искать водителей на ярмарках вакансий и в регионах. Но на последней ярмарке не нашлось ни одного водителя автобуса. А в ближайших регионах — например в Архангельске - на маршрутках работают все те же мигранты.

Претензии 

50% коммерческих автобусов в Петербурге обслуживают иностранные рабочие — узбеки, реже — таджики и азербайджанцы. У населения много претензий: русский язык водители знают плохо, на дороге лихачат, правил не соблюдают. Но найти русскоговорящих мигрантов оказалось проще, чем искать местных водителей с трехлетним стажем.
 
В крупных компаниях уверяют: их водители-мигранты держатся за место, поэтому, как правило, и маршрут знают, и русский язык, и специфику работы. А лихачат «нелегалы» и мелкие перевозчики. Кстати, два самых крупных за последние годы ДТП с автобусами — на Невском проспекте и на Таллинском шоссе - совершили водители-россияне.
 

Портрет водителя

Типичный водитель маршрутки — мужчина 40-50 лет, ранее работавший таксистом или водителем автобуса в одной из республик СССР. Есть среди них госслужащие, много бывших милиционеров. Содержит семью. Раз в год выезжает на родину, как того требует российское законодательство. Для этого он увольняется и через месяц возвращается на прежнее место, оформляя рабочую визу, разрешение на работу и прочие документы. 
 
На зарплату в 25-30 тысяч мигранты могут кормить семьи на родине и снимать жилье в Петербурге. Бабур, водитель маршрутки № 41, вспоминает, как тратил 200 долларов в Узбекистане: «Я гулял, водил друзей в рестораны, покупал подарки, а все равно осталось».
 

Где местные?

По словам заместителя гендиректора по персоналу «Третьего парка» Юрия Дорожкина, дефицит водителей связан с дороговизной прав категории «D» (50-70 тысяч рублей), с требуемым сейчас стажем и с непрестижностью профессии.
«У нас же все хотят менеджерами быть, — смеется Юрий. — Я называю это беловоротничковой избалованностью. 25-35 тысяч для молодого человека — неплохие деньги. Но у него нет стажа. Да и проще работать охранником в магазине».
 
«В 90-е годы сократилась зарплата, многие водители перешли работать на автобусы туристических компаний, в таксомоторные и грузовые перевозки. Обратно вернуть потерянные кадры очень сложно», — добавляет Дмитрий Игнатьев, пресс-секретарь Комитета по транспорту. По сообщению комитета, сейчас зарплата водителя автобуса составляет 35 тысяч, в следующем году планируется ее повышение на 5-10%.
 

Что будет

Количество мигрантов, которые будут работать водителями, высчитывается по заявкам предприятий. «Мы просили у города 1800 человек, а нам дали 1600. 250 человек, которые отлично знают маршруты, сидят дома третий месяц», — рассказывает Юрий Дорожкин.
 
Не могут получить рабочую визу около 1100 водителей — 500 автобусов  могли бы курсировать по городу. По словам Василия Киселева, председателя ассоциации перевозчиков пассажиров, мигранты идут работать к нелегалам. Квоту на водителей-мигрантов разобрали компании, не работающие с пассажирским транспортом. Комитет по транспорту просил увеличить квоту на тысячу, но вопрос не решен. Глава Комитета по труду Дмитрий Чернейко заявил, что задача города — свести к минимуму число водителей-мигрантов. Со временем город планирует перейти к транспорту большой вместимости — даже на коммерческих маршрутах, говорят в Комитете по транспорту.
 

Проверки на дорогах

Тесты
При поступлении на работу к крупному перевозчику (ПТК, «Питеравто», «Третий парк») водитель сдает экзамен по русскому языку и экзамен на вождение. Служба безопасности изучает его дело, смотрит, нет ли имени в черном списке. 
 
Каждое утро водители проходят медосвидетельствование и получают путевку.
Мелкие перевозчики (предприниматели) позволяют себе больше свободы. Водитель одного из маршрутов в Кировском районе сообщил, что каждый вечер путевки «на утро» им привозит «диспетчер». Работают они  по 15 часов в день. Но и зарабатывают — 40-50 тысяч в месяц.
 
Черный список
У перевозчиков есть общий «черный список» профнепригодных водителей. «Стоит один раз провиниться — и путь в пассажирские перевозки будет закрыт», — рассказали в «Питеравто». В онлайн-базу заносятся фамилии всех водителей, попавшихся на ДТП, воровстве или алкоголизме. Пароль есть у каждого перевозчика.
 
Часть списка попала в руки корреспондента «МР». Из 116 фамилий — большинство славянских. У 25 из них причина неблагонадежности — ДТП. У 25 —  пьянство, у 55  — воровство. Остальные попали в перечень из-за хамства или проблем со здоровьем.
 

Что будет в 2013 году

Тахографы — считают время работы водителя за рулем, чтобы тот не перерабатывал.
 
ГЛОНАСС — система спутниковой навигации. Каждый автобус можно будет увидеть на интерактивной карте города. С 1 января коммерческие перевозчики обязаны установить систему.
 
Обязательное страхование: с 1 января каждый пассажир будет застрахован. Если пассажир получит травму во время движения — он имеет право на компенсацию (перелом черепа по вине перевозчика — 2 %  от 2,5 млн рублей, ребра — 4%).
Видеофиксация работы водителя и салона вводится во всех автобусах «Питеравто».
 

Справка:

Более 50% рынка занимают пять крупных компаний: «Третий парк», «Питеравто», «ПТК», «Вест-Сервис», «Шпунт-Северо-Запад», остальные 49% — 11 мелких. 576 55 55 — телефон круглосуточной горячей линии, куда можно пожаловаться на перевозчика. Предприятие обязано ответить письменно.
 
Третий парк: 88 коммерческих маршрутов, 79 социальных. Иностранцы (по данным перевозчика): около 50%.
 
«ПИТЕРАВТО»: более 400 маршрутов в СПб и ЛО. Иностранцы (по данным перевозчика): около 30%. 
 
100% текучка у иностранных водителей: они обязаны каждые 11 месяцев выезжать из страны. Оформление новых документов занимает около месяца и стоит 12 тысяч рублей.
 
10,5 тысяч водителей-мигрантов приехали в Петербург в 2012 году. 
 
4 тысячи автобусов — автопарк всех «частников».
 
80% мигрантов работают водителями в «Третьем парке» не менее четырех лет.
 

Посмотрите в лицо: везет же 

Миробид Облокулов, 55 лет.
Маршрут К 55, водитель, бригадир. Родом из Самарканда. В прошлом — участковый милиционер. Двое его сыновей — Тимур и Амир — работают в «Третьем парке» слесарями. Тимур недавно женился на русской девушке. Миробид начинал путь мигранта в Сеуле, работал столяром, на стройке, водителем. Выучил корейский язык. Потом решил перебраться в Петербург — «к родине ближе». Недавно из Самарканда приехал знакомый Миробида. Там он работал заместителем управляющего банка и получал 120 долларов, здесь устроился кондуктором.
 
«Я своих пассажиров знаю, и они меня знают. Детей провожу бесплатно — они же в школу едут. У меня в бригаде 14 водителей: узбеки, таджики, киргизы. Были двое русских, но ушли: один выпивал, другой ушел по здоровью. С приезжими проще: они более обязательные, у них выхода другого нет».
 
Усмон Сабиров, 
42 года. Маршрут К 178. Бригадир. Закончил технологический институт. В 2000 году уехал на заработки в Израиль. В Хайфе работал пять лет по контракту водителем автобуса. Отдохнул шесть месяцев в Узбекистане и снова уехал — в Петербург. 16-летний сын поступает в самаркандский вуз — отец против того, чтобы он был водителем.
 
Бабур Бегиев,
53 года. Маршрут № 41, водитель. Бабур — сын узбека и украинки, родом из Душанбе. В Петербурге седьмой год. «По идее, я могу сделать гражданство российское, но я лентяй — все никак не займусь, — смеется он. — Российские водители на хороших маршрутах работают, где много народу».
 
Бабур доволен и хозяевами, и машиной, и маршрутом: «Я на нем отдыхаю. Тут и пассажиры вежливые, и движение спокойное». Среди его знакомых водителей — «два мента в отставке», бармен. «Раньше на маршруте еще дагестанцы работали, но их убрали: они лихачили и женщин охмуряли всю дорогу», — говорит Бабур.
 
Алишер Шарипов,
45 лет. Маршрут 216, водитель-инструктор. Родом из Каттакургана (Узбекистан). Водить научился в воинской части. В Петербург приехал в 2004 году. Был одним из первых иностранцев на маршруте. Сейчас экзаменует водителей. 
 
Светлана Борисова,
34 года. Маршрут № 129, водитель. В 15 лет познакомилась со своим будущим супругом в автобусе «Икарус». Каталась с ним в кабине. Как-то раз увидела женщину за рулем и побежала сдавать на права. После рождения ребенка решила пойти на работу, хотя муж и не одобрял. Сейчас Светлана участвует в соревнованиях по водительскому мастерству — у нее три кубка и две медали. На огромном КАВЗе Светлана Борисова работает четвертый год. В жаркое лето 2010 Светлана ездила по маршруту в купальнике — пассажиры были счастливы.
 
Анатолий Виноградов,
53 года. маршрут № 425, бригадир. Этот маршрут считается элитным. Здесь работают только местные и проверенные водители. До этого Анатолий был хозяином продуктового магазина в Сестрорецке, но бизнес не пошел. «Теперь на своем маршруте я царь и бог», — смеется он. В бригаде Анатолия 28 человек на 12 машин. Фанат «Зенита», он даже летал в Манчестер на игру Лиги чемпионов. Поэтому среди водителей его бригады есть негласное правило: красное не надевать.
 
Андрей Терехин,
47 лет. Маршрут № 96, бригадир. Занялся извозом в 1995 году. «Двое детей, нужно было выживать», — вспоминает он. Пассажиров возил на бывшем школьном «Мерседесе», пригнанном из Германии. У Андрея в бригаде всего лишь один узбек, остальные — петербуржцы. 
 
Елена Бережецкая,
41 год. Маршрут № 79, водитель. То, что жена умеет водить, теперь признает даже муж, хотя он был ярым противником категории D. Однако Елена, женщина своенравная, мужа поставила перед фактом: «Все-таки 15 лет сидеть дома — это наказание».
 
Елена водит автобус с 2003 года: «У меня на маршруте все пассажиры свои: утром на работу, вечером с работы. И лица, и повадки знаю. На 8 марта цветы дарят. Да и на дороге — одни и те же водители». У Елены есть два пассажира-«талисмана»: «Одна — женщина 1933 года рождения, которая до сих пор работает. И дедуля такой же. Оплату с них не могу брать».
share
print