Общество

Народ против выставки братьев Чепменов: Переименуйте Эрмитаж в Православный - так честнее

Скандал вокруг выставки британских художников братьев Чепменов в Эрмитаже продолжает развиваться: прокуратура не намерена сворачивать свою проверку; сами братья тем временем извинились перед горожанами и пообещали впредь избегать Россию. Напомним, некую инициативную группу граждан возмутили изображения православного креста, к которому приколочены клоун из Макдональдса и плюшевый мишка. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский не намерен закрывать выставку. О своим видении ситуации «Моему району» рассказал журналист и публицист Дмитрий Губин.

Больше всего меня в этой истории раздражает отсутствие честности. Ну ладно, почему-то не упоминают, что к кресту приколочены не только медведь и клоун, но и свинья. Но отчего бы не заявить сразу, что у нас в стране есть православная прокуратура, которая в светском государстве должна проводить православные проверки?! Вот в Москве едет царь по проспекту – значит, никому нельзя выходить на улицу. Объясните вы все это, будьте честны! И в этом вопросе честность не помешает: просто скажите народу, что у нас теперь есть православный прокурор - по типу военного.

Потому что пока это кажется диким: в светском государстве, каким мы по Конституции являемся, проводить прокурорскую проверку по поводу оскорбления неких религиозных символов, или скажем, выдавать заключения, опираясь на документы Трулльского собора.

Если делать все честно, тогда надо Эрмитаж переименовать в Государственный Православный Эрмитаж. В порядке борьбы с экуменизмом – сотрудничеством с другими христианскими течениями. Убрать все картины эпохи Возрождения. Убрать оттуда Джотто и «Петра и Павла» Эль Греко (пусть у нас и хранится лучший в мире вариант этого произведения). Могу предложить и такой вариант. У нас пять зданий Эрмитажа. Самое большое – Зимний дворец – пусть будет Православным. Остальные – Католический, иудейский, мусульманский. Правда, у мусульман показывать особо нечего, кроме восточных орнаментов или персидской миниатюры. Пятый отдать буддистам, и тогда уже в каждом здании будет непозволительно оскорблять чувства именно этих верующих.

Единственное, что смущает: очень скоро в городе не останется ни одного музея и ни одного человека. Есть у неофитов такое свойство: оскорбляться тем, к чему другой приверженец этой религии относится спокойно. Останется от нашего города только название – оно у нас кошерное или, если хотите, халяльное.

Прокурору в этой ситуации не позавидуешь. 100 жалоб – это резонанс. Он, конечно, закроет эту выставку, если на него будет оказано хотя бы малейшее давление. В отношении меня открыли уголовное дело и за меньшее прегрешение. Некто потребовал привлечь меня за разжигание розни, послушав выступление на радио, в котором я якобы оскорбил русских мужиков, назвав их в большинстве своем ничтожными. Проводилась проверка по всем правилам: с экспертизой, которая установила, что это была частная точка зрения. Тут бы и прекратить это дело. Но прокуратура в более высокой инстанции отменила решение о его прекращении и наметила новую экспертизу. Видите, из-за одной жалобы! Эрмитаж - в сто, а то и больше раз значительней моей скромной персоны, значит, понадобилось сто однотипных жалоб. Результат может быть таким же.

***

Справка. Дмитрий Губин – журналист, блогер и колумнист, куратор проекта «Новые русские Медиа» Фонда независимого радиовещания. Работал на радиостанции ВВС в Лондоне, вел авторскую программу на радио «Вести FM», откуда был уволен за критику Валентины Матвиенко.

Актер Алексей Девотченко посетовал, что сам выставку посетить не смог, поскольку живет в Москве, но реакцию - сначала неких "казаков", якобы оскорбленных выставкой, а потом действительно оскорбленных братьев Чепменов - считает вполне предсказуемой. "У меня реакция такая же, как у Кирилла Серебренникова, который недавно описывал ее в своем блоге. Петербург из культурной столицы превратился в абсолютно некультурную. Какие-то придурки диктуют нам, какие выставки проводить можно, а какие нет. Они же, эти придурки, на полном серьезе заставляют прокуратуру проводить реальные проверки. Это позорит наш город, и реакция братьев Чепменов, которые после этого сказали, что в Россию они - больше ни ногой, тому подтверждение. Конечно, художники понимают, что мифические сто жалобщиков - это еще не весь Петербург. Чепмены - адекватные люди. Понимать понимают, но в Россию больше не хотят. И это не просто нехороший признак - он катастрофический. Как мы будем существовать без современного искусства? Во что превратится город и его музеи? И все вокруг указывает, что дальше будет хуже".