Истории

Как в Петербург поставляли старые трубы для теплоцентралей - рассказ очевидца

Петербургский «трубогейт» - дело о хищении 3 млрд рублей из городского бюджета - набирает обороты. Тем временем «Мой район» нашел водителя, ставшего свидетелем и даже невольным участником поставки в Петербург некачественных водяных труб, которые, возможно, и прокладывали в городе фигуранты скандала. О том, как на петербургских жителях зарабатывали все, кому не лень, шофер по имени Анатолий рассказал в рубрике «ЯRепортер».

Фигурантов уголовного дела об «организованной преступной группе в сфере ЖКХ» экстренно перевезли из Петербурга в Москву, предъявили им обвинение в мошенничестве и посадили в следственный изолятор. Обвиняемые - это заместитель директора ООО «Петроком» Сергей Жуковский, бывший директор компании Алексей Муравьев, учредитель Андрей Кадкин и директор Государственного казенного учреждения «Управление заказчика Санкт-Петербурга» Константин Мосин. Самый высокопоставленный из подозреваемых – Владислав Петров, глава Комитета по энергетике, находится под подпиской.

По данным следствия, ООО «Петроком» проложило в Петербурге 600 км некачественных труб. Фактически из бюджета города похитили 3 млрд рублей. 

Вот, что рассказал «МР» Анатолий - водитель компании, специализирующейся на перевозке тяжелых грузов.

***

Когда по всему городу начались прорывы труб, я сразу вспомнил, откуда они у нас берутся, но просто не знал, куда с этим обращаться. Прорывы возникают из-за того, что прохудились сами трубы или задвижки. Трубы я возил из Липецка, а задвижки - из Орехово-Зуево. Там, в Подмосковье, был старый-престарый, деревянный склад, где-то в лесу. Наверно, бывший военный. На нем работали цыгане, которые возились с этими задвижками, отскребая их от земли и от ржавчины. Потом их все погрузили ко мне, и я их повез в Петербург. Мне не говорили - зачем и сколько это стоит.

Расплачивались, естественно, наличными. Потом я эти трубы и задвижки выгрузил где-то на Гражданке, а через год-другой услышал, что в этих местах участились прорывы труб. И сейчас, когда по телевизору показывали те места, где выкапывали из земли трубы для экспертизы, тоже узнал Гражданку, хотя с тех пор и прошло много лет. И на склад в районе Авиагородка тоже привозил. Там был огромный штабель из этих труб, метров 15-20 в высоту. И рядом тоже сидели какие-то люди, только русские, которые драили эти трубы шкуркой, счищали ржавчину. Огромные трубы, метрового диаметра, они скребли и шлифовали, чтобы выглядели, как новенькие. То есть внимательный глаз, конечно, разглядит, что трубы, на самом деле, старые, но заказчик, думаю, и сам понимал, что всматриваться не надо.

Это явно были трубы для теплоцентрали, потому что для канализации сейчас железные трубы не используются. Может, раньше они использовались для нефтепродуктов, а не для кипятка - в любом случае, трубы уже побывали в употреблении. И они явно не готовились к сдаче в металлолом, потому что с ломом поступают совсем иначе: его пилят, а не шлифуют. Мы, те, кто работает на большегрузах и возит лом, все друг друга знаем, даже тех, кто из других городов. И вот когда мы возим металлолом для петербургских заводов или для отправки за границу, мы видим одни машины, а когда возили трубы – то совсем другие. Это я к тому, что никак не может быть, будто старые трубы тащили к нам в город, чтобы продать их на металлолом.

В Петербург старые, ржавые трубы возили со всей страны, я даже ростовские машины встречал. И если там был штабель высотой с пятиэтажный дом, значит, все эти трубы были вторично использованы в городе. Может, их до сих пор используют.

***

Стоит отметить, что Анатолий наблюдал описанный выше процесс не в 2010 году, когда предположительно были заключены контракты города с фирмами-махинаторами, а несколько раньше. «Те, кто закапывает сейчас старые трубы, не сами придумали этот метод, он был известен давно. Просто одни попались, другие - нет», - говорит водитель.

Отметим также, что именно петербургский Комитет по энергетике в 2006 году созвал комиссию для контроля качества той металлопродукции, которая поставляется для нужд ЖКХ. Тогда в комитете заявляли, что контрафактные трубы неизбежно будут присутствовать на рынках, и задача чиновников – снизить это количество, ибо избежать такого товара совсем – невозможно. Якобы в 90-е годы, когда прорывы происходили регулярно, а люди гибли, потому что еще не научились относиться к этому бедствию с должной опаской, количество установленных б/у труб доходило до 50%.

Известно, что новая труба в петербургской почве может спокойно пролежать 30 лет без разрывов, а старая - прохудиться лет через пять. Но главное – уже через два года после ее установки редкая экспертиза сумеет доказать, что трубы изначально были бывшими в употреблении, а не поступили с завода. Да и проводить такую экспертизу – значит оставить без тепла весь город и превратить половину улиц в кротовьи норы.

share
print