Город

Петербуржцев могут посадить за сдачу квартир нелегальным мигрантам

Депутаты Госдумы предлагают наказывать в уголовном порядке квартировладельцев, сдающих жилье гастарбайтерам-нелегалам. В Петербурге таких людей немного – может быть, тысяч 20. Но теперь соседи муравейников - маленьких квартир, где проживают несколько десятков нелегалов, смогут уповать на защиту полиции, потому что по административным делам она работает неохотно.

«У меня была соседка, невзрачная, тихая, как мышь, - рассказывает Павел, житель квартиры на Малой Подьяческой. Квартира оставляет не лучшее впечатление: старые, грязные окна, ободранная дверь… У соседки ситуация не лучше. – Она работала где-то на севере, рано стала получать пенсию, и в 50 ей посоветовали сменить климат. Тетенька собралась и укатила куда-то в Юго-Восточную Азию. Квартиру, в которой она и раньше почти не жила, надо было или ремонтировать и сдавать приличным людям, или сдать в плохом состоянии. Двухкомнатную – она сдает за 20 тысяч. Поселились там гастарбайтеры, которые работают в разные смены, в разное время, поэтому за стенкой все время возня, на лестнице проходной двор. Зимой-то ничего, а летом, когда все окна открыты, а двор – колодец, довольно тяжко. Что ж, вызвал я как-то милицию, говорю: люди без регистрации живут, проверьте. Он проверил, убедился, что это так. Кого-то из рабочих даже увел в отделение. А с хозяйкой что? Ее не достанешь, она в отъезде. Повестку сунул в ящик, а тетка чихать на нее хотела…»

По мнению парламентариев, уголовное наказание разумно было б накладывать на «рецидивистов» - тех, кого ловили за этим правонарушением два раза в течение полугода. Конкретно – за сдачей квартиры чужестранцам, которые не предъявили положенных документов: миграционной карты, разрешения на работу и т.п. «Уголовное (а не административное) дело в идеале требует более тщательного расследования, - говорит юрист Андрей Марков. – Владелец квартиры скажет: мне предъявили все положенные документы, а про то, что они фальшивые, я не знал. Или скажет так: я сдал квартиру, вручил ключи, а в том, что в квартиру вместо оговоренных пяти человек въехало 15, я не повинен. И вообще, они все на одно лицо, дома торчат в разное время, попробуй посчитай, сколько их всего. Заметьте, депутаты предлагают карать именно за нелегальных мигрантов, а не за нелегальную сдачу квартир. Насколько я знаю, есть административная статья для таких правонарушений, но по ней почти никого не привлекают».

Сейчас квартировладельцам положен штраф от 2 до 4 тысяч рублей, а депутаты предлагают заменить штрафом в 200 тысяч либо обязательными работами до 360 часов, либо принудительными работами на срок до двух лет. За групповое преступление – например, сдачу квартиры через специальное мигрантское агентство – три года заключения. По мнению юристов, новый закон только даст хорошую почву для расцвета коррупции. Люди поймут, что лучше заплатить 20 тысяч участковому, чтобы тот не заметил нелегального мигранта,  чем отправить 200 тысяч в закрома родины.

«Надеюсь, у нас не дойдет дело до контрольных поселений по аналогии с контрольными закупками», - говорит Марков.  И тут же добавляет: однажды к нему обращались граждане, тоже, кстати, жители центра. В квартире по соседству жили нелегальные мигранты – не меньше дюжины, то есть по четыре человека в одной комнате. Там стояли двухэтажные койки, которые сколотили сами жильцы. Но скоро в подъезде пропал велосипед, потом разбили видеокамеру. Клиент уверял, что велосипед потом видел у кого-то из соседей-мигрантов. Вы скажете: ну и сам виноват, нашел, где оставлять. В том-то и обида, что 20 лет он хранил этот велик за чердачной лестницей и все было в порядке. Подрастали дети у соседей, в том числе трудные, но ничего. А теперь ты боишься оставлять в подъезде вещи, боишься за детей. Мне рассказывали про похожий случай и в новостройке. Там квартиры были голые, без ремонта. Одну из таких квартир хозяин тут же сдал нелегальным гастарбайтерам. Так остальные жильцы даже ремонт делали через пень-колоду: у них воровали инструменты. Двери-то в новых домах картонные, их пальцем открыть можно».

Больше всего нелегальных мигрантов проживает в Адмиралтейском и Центральном районах. Как и 10 лет назад, больше всего мигрантов кучкуется вокруг Сенной площади. А еще – все новые дома со студиями, их больше всего в Приморском районе. Часто таким бизнесом промышляют экс-детдомовцы, которые в 18 лет получили отдельное жилье, но предпочитают жить у друзей, потому что одним страшно.

Глава таджикской диаспоры в Петербурге Фарух Сатторов рассказал, что трудовые мигранты в последнее время стали разборчивы, и жить в вагончиках уже не хотят. «Большинство предпочитает квартиры – на 10 человек или комнаты в коммуналках. Что вы, соседи не возражают. Если человек знает русский язык, приучен к порядку и не ворует, почему кто-то будет возражать против того, что он живет в съемной комнате? Среди них действительно много нелегалов, но мы считаем: отвечать за это должен не хозяин жилья, а начальник по работе. Пусть он позаботится, чтобы работники были легально оформлены, и тогда у владельца жилья проблем не будет».

Получается, сообщили петербургские риэлтеры, что порядка 600 тысяч мигрантов сейчас живут в петербургских квартирах. Напомним, что разрешенная квота - около 120 тысяч. Учитывая скученность, им требуется 60 тысяч квартир. В общей массе – 2,5%. У петербургского «Бюллетеня недвижимости» данные другие: 150 тысяч квартир – то есть половина всего арендного рынка, сдается гастарбайтерам.

Довольно часто нелегальных гастарбайтеров ловят в расселенных домах, но на деле там живет немного народу, ибо в домах нет отопления и сети. Самый известный случай, связанный с квартирными мигрантами, произошел в 2008 году. Тогда некий гражданин с улицы Галерной, которому давным-давно предлагали переселение, пустил в дом постояльцев, ибо квартира его, бывшая коммуналка, была почти полностью расселена. Все шло спокойно до одного ЧП: обитатели квартиры залили соседей снизу. Сам хозяин, кстати, уверяет, что причиной стала прохудившаяся стиральная машина, и только нижние соседи твердили про «толпы нелегальных мигрантов». «Не может нормальный человек отказываться от обмена этой трущобы с окном под потолком, разумеется, не на Неву, на приличное жилье в новом районе. Если только он не зарабатывает на этой квартире хорошие деньги». Добавим, что нижними соседями оказалась прокуратура Северо-Западного округа, и в результате потопа там произошло обрушение потолка.