Облик исторического центра Петербурга – точнее, территории Новой Голландии и Коломны - теперь зависит от ассоциации «Студия 44»: это их концепция победила в конкурсе, объявленном городским правительством. Ассоциацию возглавляет архитектор Никита Явейн. При Собчаке и Яковлеве он был председателем Комитета по охране памятников. Спроектировал Ладожский вокзал, реконструировал восточное крыло здания Главного штаба. «Моему району» Явейн рассказал о пешеходных зонах, открытых дворах, звуках и запахах на подопытных территориях.
«Студия 44» разработала проект реновации проходных дворов и дворов-колодцев, которые находятся в глубине петербургских кварталов. Они сильно проигрывают «фасадной» части города. В концепции Никиты Явейна выделяются два решения: с одной стороны - создание пешеходных улиц, с другой - проходных дворов-капилляров, которые сделают доступными для всех (сейчас во многие из них не попасть: жители отгородились от любопытных глаз решетками и замками). Помимо этого, архитекторы предлагают систему дублирования пешеходных зон транспортным потоком, в том числе с помощью создания кольцевого движения водного и велосипедного транспорта.
Жителей первых-вторых этажей хотят расселить. Квартиры на реновированных территориях подорожают: изменится качественный состав местного населения (в пользу более богатых слоёв). Сейчас весь проект реконструкции оценивают в 1 трлн рублей; возможно, Новую Голландию и Коломну преобразуют лишь через 30-50 лет. А быть может - никогда: о точных сроках и суммах пока никто всерьёз не говорит.
– Никита Игоревич, почему, как вам кажется, победили именно ваши проекты?
– В конкурсе было два по-настоящему профессиональных проекта – это наш и архитектурного бюро «А.Лен». Остальные – новички в области охраны памятников или новички в городе. Нужно долго жить в Петербурге, чтобы предложить серьезный проект. «Студия 44» занимается проектной деятельностью четверть века, мы разработали неслабую научную составляющую. Я был председателем Комитета по охране памятников, крутился в этой системе. Наконец, мы разработали проект бесплатно, а некоторые другие участники – под гарантии инвесторам.
– Зачем вообще трогать исторический центр? Туристы приезжают сюда не ради чего-то нового.
– Петербург – некомфортный город для туристов и местных жителей. В отличие от Рима, например. Пройдите по центру города – он напоминает огромную парковку. Маршрут из точки «А» в точку «B» предполагает, что вы шесть раз перейдете улицу. При этом вас окатят грязной водой из лужи, нужно постоянно оглядываться, чтобы не задавили. Двигаться очень сложно. Второй момент: в городе нет среды. Впечатление о городах строится по относительно небольшим зонам комфорта. Где есть памятники, музеи, великокняжеские дворцы и в то же время – кафе, магазины, где можно постоять и поглазеть на витрины, не находясь в сплошном потоке народа. Такой зоны в Петербурге нет.
– Убедите скептиков, что с проектом не получится того же, что со стадионом на Крестовском или паркингом под площадью Восстания. Что стоимость проекта не увеличится в десять раз, а сроки не перенесут.
– Сроки будут переноситься. Наша концепция – это не конечный продукт. Смысл её в том, чтобы показать возможности преобразования города. Губернатор правильно сказал: с такими вещами нельзя торопиться. Задача в том, чтобы в рамках здравого смысла, не испортив, развивать исторический центр Петербурга. Если вообще все запретить, произойдет вариант сухого закона. Запретили пить – начали пить паленую водку. Запретят строить – начнут строить самопалы, сносить по ночам. Так происходит во многих городах мира.
– Вы предлагаете объединить Миллионную улицу, Адмиралтейство и Галерную улицу в пешеходную зону. Как это скажется на транспортной ситуации?
– Пешеходные улицы – это сильнодействующее лекарство и очень опасное, если им злоупотреблять. На этой оси расположено 50% топовых объектов Петербурга, она дублируется серьезными транспортными магистралями. Такой коридор свяжет Летний сад и Русский музей с Большой Невой, что важно в свете предстоящего расселения Ново-Адмиралтейского острова и строительства университетского кампуса. Его нужно насытить системой капилляров, которая даст развлечения, коммуникации… Там находятся Институт материальной культуры, Дом ученых, Реставрационный центр Эрмитажа. Музеи должны создать на первых этажах бесплатное выставочное пространство. Параллельно в рамках государственно-частного партнерства будут расселены первые этажи домов для размещения магазинов, ресторанов, – общественного пространства в целом. Процесс должен быть поэтапным и осторожным. В городе катастрофически мало общественного пространства.
– Что будет происходить в общественном пространстве зимой? В холодное время года не очень-то покатаешься на велоспедах.
– Зимой пешеходное пространство не менее привлекательно. Машины не обдают тебя грязью из лужи, и солью не надо посыпать. В Копенгагене на велосипедах ездят круглый год. В Хельсинки это чуть ли не главное средство передвижения. Наш город не очень дружественен к велосипедистам, но за полтора года их число увеличилось в 10 раз. Многие наши сотрудники приезжают в офис на велосипеде практически круглый год. Вспомните Кировский стадион, вокруг него была дорожка. Тысячи ребят там катались. Трасса порядка 5-6 километров, проехав по которой, вы увидите половину открыточных видов Петербурга, превратится в вид отдыха. Получил велосипед – сдал велосипед. Такой вид экскурсии.
– На каких правовых и экономических основаниях будут раскрываться дворы и улицы? Будут ли они принадлежать городу или приватизированы?
– Некоторые здания заняты организациями, я их уже перечислял. Мы также предлагаем создать Музей городского быта в «Запасном дворце» на Миллионной улице и другие крупные музеи. С безбилетными зонами, музейными кафе, магазинами, виртуальными музеями. Плюс в рамках государственно-частного партнерства возможно расселение первых-вторых этажей зданий. Это автоматически приведет к удорожанию жилья. Нужна программа. Проблема в том, что еще не разработано законодательство для такой работы.
– Как будет осуществляться доставка продуктов и вывоз отходов на пешеходных зонах?
– Пешеходные зоны дублируются улицами с разрешенным движением. Есть мировая практика: продукты, мусор и прочее перевозит спецтранспорт, который имеет доступ на улицу с 12 ночи до 6-8 утра. Спецтранспорт может обслуживать магазины, которые не связаны с соседними непешеходными улицами.
– Что вы предлагаете делать со слышимостью и с запахами в этом общественном пространстве? Если там будет круглосуточная жизнь, то жителям вторых-третьих этажей не позавидуешь.
– Жители вторых и третьих этажей на улицах, где расположен общепит, могут ругаться на этот общепит, но стоят их квартиры в 2-3 раза больше, чем квартиры с окнами во двор. Хотя во дворе запахов не меньше. Когда повышается стоимость квартир, вопросы с запахами и шумом решаются сами собой. Я не слышал запах от общепита с тех пор, как развалился Советский Союз.
– Будет ли численность населения в этих районах расти? И как будет решаться вопрос с инженерной инфраструктурой?
– Расти не будет, но будет меняться качественный состав. Дорожает жилье, вымывается один слой, заменяется другим. Вряд ли изменится нагрузка на инженерную систему, квадратные метры останутся прежними. Хотя модификация инженерных систем нужна.
– Реконструкция будет стоить городскому бюджету 1 трлн рублей. На что конкретно в рамках вашего проекта будут направлены эти деньги?
– Я эти цифры не понимаю. Почему триллион, а не 10 триллионов?! Почему рублей, а не тугриков?! За комментариями по этим цифрам нужно обращаться к тем, кто их считал. Невозможно просчитать проект на 30-50 лет, а именно столько времени может занять его реализация. Может, к тому моменту придется в юанях считать. Обустройство улиц, расселение первых этажей, инженерное обеспечение должен взять на себя город или федеральный бюджет. Для бизнеса необходимо льготное кредитование. Опять же, это невозможно без серьезных изменений в законодательстве.
– Город действительно пойдет на то, чтобы перенести памятник Александру III на Конюшенную площадь? Памятник считается неоднозначным.
– Считается неоднозначным? Конечно, находятся люди, которым и Медный всадник кажется манерным. В художественных кругах памятник Александру III считается третьим по значимости после одного Петра и второго Петра (рядом с Михайловским замком). Мы считаем, это правильно. Конюшенная площадь не сформировалась идеологически, она воспринимается как расширение улицы, как парковка. Смысл в том, что Александр III смотрит на место смерти отца, которая определила его жизненные установки и правление.
Блиц
Любимый архитектор: Игорь Явейн (папа Никиты Явейна)
Главная градостроительная ошибка Петербурга: клиника Отта на Биржевой площади
Любимые здания в Петербурге:
1. Смольный собор («связан с личными воспоминаниями»)
2. Биржа («квинтэссенция петербургского характера»)
3. Дом работников Свирьстроя на Петроградской стороне (архитектор – Игорь Явейн, «мостик от архитектуры прошлого к архитектуре будущего»)