В Петербурге - разгул вандалов: виновата хамская градостроительная политика
В Петербурге активизировались вандалы. Это такой оригинальный ответ на обещание губернатора ужесточить наказание для всех, кто разрушает или портит исторические памятники. Проблема, скорее всего, в градостроительной политике: мелкие вандалы берут пример с больших. А может быть, во всём виноваты безропотные таджикские дворники?
На днях неизвестные хулиганы разбили несколько стеклянных остановочных павильонов в Выборгском и Калининском районах. Теперь остановки выглядят некрасиво, опасно (из-за разбитого стекла) и главное – не спасают от ветра и брызг. Комитет по благоустройству подсчитал: с каждым годом восстановление разбитых остановок обходится все дороже. Так, в 2010 году было заменено 1329 разбитых стекол, стоимость работ составила 6,645 млн рублей. В прошлом году заменено 3681 стекло, стоимость работ - 14,8 млн. По состоянию на 1 ноября 2012 года заменено 6 415 стекол, стоимость работ - 25 млн. Бой стекла резко возрастает в дни праздников.
В комитете пошли на экстренные меры: стали одевать павильоны в специальную сетку. Это перфорированный лист ячеистой структуры, который представляет собой сплошное полотно металлической сетки, причем внешний вид «одежды» пришлось согласовывать ещё и с Градостроительным комитетом. Из 141 павильона, установленных в этом году на петербургских улицах, 113 – сетчатые. Увы, сетка тоже заинтересовала вандалов. Ее или рвут, или воруют. Очевидно, для дачных участков.
На днях на Полюстровском проспекте раздели три таких павильона. «Помимо остановок от вандалов страдают все малые архитектурные формы, - рассказала пресс-секретарь Комитета по благоустройству Елена Комарова. – Это урны, скамейки, озеленение. Кусты аккуратно выкапывают и уносят. Деревянные и пластиковые скамейки ломают, металлические воруют. Ну чем можно объяснить историю, когда за одну ночь с Московского проспекта было украдено 70 урн? Комитет заявил в полицию, но вора, конечно, не нашли».
В ГУП «Ленсвет» тоже жалуются на вандалов. Но в последнее время, сказали электрики, разбивать фонари почти перестали: до них не достать. Зато все столбы обклеены рекламой, а технические службы ГУПа обрывают ее не чаще двух раз в год. Не выходить же им из-за этого на специальные субботники.
Еще большую неприязнь к вандалам испытывает Городской центр размещения рекламы. Каждую неделю в городе разбивают до 10 уличных билбордов. Многие - портят: баллончиком или маркером. Как рассказал «МР» один идейный хулиган, «мы боремся с рекламой, потому что щиты стоят в очень уж неудобных местах, иногда процентов на 80 перекрывая движение пешеходов». Но это, конечно, бред. Из-за рассыпанных по тротуару осколков режут лапы собаки и портят шины велосипедисты.
Очень приблизительная сумма, которую город и коммерсанты ежегодно теряют из-за вандалов, приближается к 100 млн. На эти деньги можно было бы купить 30 квартир для очередников.
А вот раздолбаев, которые портят эстрадные афиши, называть вандалами язык не поворачивается. Очень уж изобретательно они это делают. То клыки какому-нибудь Баскову пририсуют, то бороду, то часть букв закрасят, чтобы получилось смешно. А недавно появилась мода закрашивать лица - так, чтобы получались балаклавы.
Самый распространенный способ вандализма – это надписи на стенах исторических и обычных зданий. Так, корреспондент «МР» однажды заметил возле своего дома дивную «переписку». Фасад недавно отреставрировали: стены покрасили в ровный бежевый цвет. И кто-то нарисовал на нем монстра из Pacman. Тут же рядом появилась надпись - с посылом «не рисуй на стенах» (только подлиннее и поматерней). Монстра-то потом бесследно закрасили, но вот воззвание просвечивало и сквозь краску.
Уголовные дела за вандализм в Петербурге возбуждают редко, только когда имеется большой общественный резонанс. На заборы и стены в спальных районах внимания не обращают. Самое популярное наказание для тех, кого удалось поймать на месте преступления, штраф 2,5 тысячи рублей. Как недавно заявил директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев, за последние годы пострадало больше памятников, чем за годы войны. В общем, петербуржцы умудрились вырастить настоящую пятую колонну.
«Всё очень просто, - прокомментировал директор петербургского Общества охраны памятников Александр Кононов. – Если на глазах у гражданина сносят исторический дом, то он думает: нет ничего страшного в том, что я разрисую стену. Если уж бороться с таким явлением, как вандализм, то по всем направлениям: и менять градостроительную политику, и заниматься культурным просвещением. Возможно, у нас будет больше шансов добиться чистоты в городе, если горожане – большие и маленькие – будут больше знать про дома и улицы, которые их окружают. Ужесточать административное наказание за вандализм тоже надо, конечно. И наконец, следовало бы придать нашей туристической среде чуть более цивилизованный вид. Чтобы горожане на каждом шагу чувствовали: это уникальный город, а не просто место, где зарабатывают деньги, едят, спят, смотрят футбол. Музей под открытым небом, на который съезжаются посмотреть туристы из разных стран. Правда, спальные районы такой подход не спасет, пока их не начнут облагораживать».
Петербургские педагоги неоднократно говорили, что причина нынешнего вандализма в том, что ребят почти полностью освободили от общественно-полезного труда: они не ходят на субботники, не убирают свою школу. Правда, раньше разрушительными глупостями занимались подростки, а теперь за этими шалостями застают и взрослых. Психологи, работавшие с такими персонажами, говорят: дело не в инфантильности, вернее, не только в ней. Просто вандалы теперь обременяют лишней работой не своего соотечественника-лимитчика, а гастарбайтера из чужой страны, а в этом, по их мнению, нет ничего зазорного.
В августе в Петербурге произошло три «идейных» акта вандализма. Облили краской мемориальную доску Ленину на доме 52 по улице Ленина. 21 августа испортили доску Владимира Трефолева на одноименной улице. Трефолев – революционер, участвовавший в подавлении Кронштадтского мятежа. В этом же месяце досталось императрице Екатерине II в одноименном садике.
В сентябре спилили крест на месте гибели Распутина – данный знак устанавливали энтузиасты, а не городские власти, но кому-то он все равно не понравился. В октябре разрисовали клодтовских коней на Аничковом мосту. Месяц назад некий гражданин разбил стекло в часовне Ксении Блаженной. Поскольку его тут же поймали, то и уголовное дело возбудили сразу.