Истории

Горожане vs чиновники: каждое пятое обращение заканчивается отпиской

За три месяца через сайт «Красивый Петербург» горожане направили чиновникам несколько тысяч жалоб на неблагоустроенные дворы и разбитые дороги. Но 15-20% обращений закончились отписками: проблемы нет, или проблему устранили, но вы этого не заметили, или устраним, но подождите до 2020-го года. Коллекция таких отписок и советы, как противостоять бюрократической машине - в нашем материале.

История 1. Нет песочницы – нет проблемы

Ольга Ишимбаева из организации «Наблюдатели Петербурга» и еще одна активистка направили с августа 2012 года около 250 обращений к чиновникам по проблемам Невского района, где они проживают. Писали, что рядом с метро «Ломоносовская» темно и грязно; по набережной Невы бегают крысы; песочница во дворе одного из домов обветшала и зарастает травой...  На некоторые свои письма Ольга получила ответ:

Из ответа следует, что газоны на улице Седова восстановят в 2013 году; асфальт у «Ломоносовской» ремонтировать не будут, потому что территория зарезервирована под некий инвестиционный проект; набережную Невы не благоустроят, потому что нет денег. В ответах есть некоторое лукавство и нет никакой конкретики. Газон на Седова 76, который обещают восстановить за счет бюджета в 2013 году, скорее всего, разрушили частные лица (подрядчики), когда благоустраивали двор – прокладывали дорожку. Возникает резонный вопрос: почему исправлять будут на деньги налогоплательщиков? Про загадочный инвестиционный проект у «Ломоносовской» никто из жителей района ничего не знает, а значит, людей опять никто не спрашивал - оно им надо?      

Ольга подводит итог: примерно 40% обращений к чиновникам все-таки привели хоть к какому-то, но результату. Правда, далеко не всегда этот результат удовлетворяет жителей района. Люди просили у администрации благоустроить разрушенную песочницу. Тогда чиновники ее просто убрали. Видимо, рассуждая, что проблемы не будет, если не будет и песочницы. Но не все так плохо. Именно по запросу местных жителей  поменяли асфальт с лицевой стороны метро «Ломоносовская». Почему не стали менять на обратной стороне, где почти блокадная разруха - непонятно. Освещение в сквере рядом с метро, как следует из очередного ответа, не сделают: «нецелесообразно» и нет денег.  

Цифры:

20% ответов чиновников на жалобы горожан - отписки

40% обращений граждан к чиновникам медленно обрабатываются,  «зависают», решение проблем по ним откладывается

Ольга - оптимист, а потому верит, что формализм чиновников напрямую связан с резко возросшей активностью жителей города: раньше жалоб от них в разные инстанции было куда меньше, а сейчас люди поверили, что могут менять свою жизнь и жизнь вокруг себя, вот и перестали молчать. Но чиновники не успели перестроиться и подстроиться под этот гражданский набор. 

История 2 и все последующие. Горожане не дают пить чай чиновникам

Сайт «красивыйпетербург.рф» позволяет быстро отправить жалобу, если вам что-то не нравится в вашем районе: сломанные скамейки, разбитая дорога, вырубленный сквер и так далее. Самые любопытные ответы чиновников на свои жалобы их авторы публикуют в группе «ВКонтакте».

Например, администрация Красногвардейского района на просьбу благоустроить парковки, пешеходные дорожки, газоны, отвечает, что решение этих вопросов не лежит в поле их компетенции; администрация Приморского района рапортует, что «обращения приняты к рассмотрению», а когда будут исполнены, видимо, только Богу известно. 

  • 7.jpg

    http://vk.com/peterburg_krasiv

  • 1.jpg

    http://vk.com/peterburg_krasiv

  • 2.jpg

    http://vk.com/peterburg_krasiv

  • 3.jpg

    http://vk.com/peterburg_krasiv

  • 4.jpg

    http://vk.com/peterburg_krasiv

  • 5.jpg

    http://vk.com/peterburg_krasiv

  • 6.jpg

    http://vk.com/peterburg_krasiv

Самые типичные ответы чиновников: 

- вы обратились не туда, ваше письмо направлено «другому парню», ждите теперь месяц ответ от него;

- проблемы нет, вы всё путаете;

- проблему не решим, потому что денег нет;

- проблему решим, но не раньше 2020 года, то есть не при вашей жизни;

- проблема устранена (активист приходит на место действия и обнаруживает, что ему соврали);

- проблему устранит «другой парень», потому что у него там «инвестиционный проект».

Активист «Красивого Петербурга» Стив Каддинс рассказывает, что за три месяца через сайт проекта горожане пожаловались на свои проблемы почти четыре тысячи раз. Процедура работы с жалобами следующая: большая часть обращений сначала направляется на имя губернатора Полтавченко или в Жилищный комитет; оттуда жалобы расходятся по инстанциям. По личной статистике Стива, откровенные отписки приходят в 15-20% случаев. Если чиновники не признают наличие важной проблемы или кормят виртуальными сроками, активисты жалуются в ГАТИ или в прокуратуру. Результат есть: например, в Невском районе на Ивановской улице новый асфальт положили с неправильным уклоном, не сделали шахты водоотведения; после дождей образовалась гигантская лужа; жители пошли в прокуратуру – та провела проверки и обязала подрядчика переделать, но уже за свой счет.

Стив, в отличие от Ольги из Невского района, не заметил, чтобы количество отписок увеличилось: «Теперь чиновники стали больше работать и меньше пить чай».

Мнение:

Кирилл Страхов, депутат Муниципального совета Финляндского округа:  «Примерно на 10 обращений граждан получаешь два нормальных ответа. Часто ответы теряются в недрах канцелярии и находятся только через месяцы. Сам срок – 1 месяц на ответ – редко выдерживается. Объясняется всё это отсутствием воли к решению проблем граждан и крайней бюрократизированностью процедуры. По сути, большинство органов власти либо не видят, либо не хотят видеть своих полномочий в решении проблем. Предпочитают переложить на плечи других. Аргумент «лучше заниматься реальным делом, а не бумагомаранием» для них не работает. Потому что большая часть работы чиновника – именно бумажная. С одной стороны, это правильно. Ответы на запросы должны быть зафиксированы. Каждый год в городе, районах, муниципальных образованиях формируется адресная программа. Это длинные документы: по школам, учреждениям здравоохранения, и так далее. Суть в том, что деньги бюджета расписаны на конкретные работы по конкретным адресам. Для чиновника обращения граждан – большое подспорье: они не сами ходят и смотрят – а из обращений черпают информацию о проблемах. По-хорошему, чиновник должен читать обращения и включать адреса в программу. Но почему-то схема не работает.

Сильно упал уровень подготовки, образования служащих в чиновничьих структурах. Совсем недавно там были выходцы из советской системы: это другая школа, другое представление об ответственности. Люди, воспитанные, например, в 1970-е, более серьезно относились к делу. Сейчас они уходят на пенсию. Приходят новые люди, подготовленные по программе государственного муниципального управления. Если послушать мотивы молодежи, идущей в чиновники, то становится видно, что 40% считают это лучшим способом поправить своё материальное положение. Сейчас в чиновники идут те, кто хочет обогатиться, а не решить проблемы людей».  

share
print