Истории

Истории о том, как в Петербурге не борются с угонщиками автомобилей

Петербург по праву можно назвать столицей угонов. Они случаются чаще, чем в Москве, а ищут машины хуже. К примеру, в 2011 году раскрываемость угонов составила 3,6%, а в Ленинградской области сыщики работали в три раза эффективней: там находят 11,2% украденных машин. «Мой район» проанализировал некоторые особенности петербургских угонов и сделал вывод: угонщикам у нас живется вольготно, и поделать тут ничего нельзя.

Во-первых, около 10% угонов происходит на охраняемых стоянках. И процентов 60 – на стоянках при супермаркетах. В прошлом году угоны чаще всего регистрировали в Выборгском, Калининском и Невском районах (по 11% угонов на каждый). Самые «угонные» дни – среда и четверг.

Но рейтинг районов ничего не значит. По идее, победителем в нем должен стать Приморский район как самый густонаселенный и щедро наделенный гипермаркетами. Просто в этом районе лучше умеют уклоняться от приема заявлений. Как это происходит, «Моему району» рассказал частный детектив Алексей Трофимов:

«Один мужик решил продать свою машину, и ему свои услуги предложил автосалон. Поставили на комиссию, заключили договор о материальной ответственности. Из салона машину угоняют. Человек идет в отдел полиции, пишет заявление: угнали машину. Понятно, что круг причастных весьма узок, тем более, что есть видеозапись события. Вечером машину зачем-то перегнали из глубины салона к выходу, а в 7 утра зачем-то подняли шлагбаум: машина взяла да и поехала… То есть установить причастных – дело нескольких минут, потому что причастны были сами сотрудники салона. Установить, а потом разрабатывать. Заявление взяли - и закрыли дело меньше, чем через два месяца. Потом мой клиент обратился к адвокату, который получил из архива дело и внимательно его рассмотрел. Там было три бумажки: заявление потерпевшего, объяснение потерпевшего и справка от участкового уполномоченного, который ходил на стоянку по соседству и там ничего не обнаружил. Больше никакой работы не проводилось, даже людей из салона не опрашивали».

Во втором случае, описанном Алексеем Трофимовым, автомобиль угнали у девушки, которая промышляла частным автопрокатом. Клиент получил машину на трое суток и сдал ее на авторазборку, выручив 60 тысяч рублей.  Полиции не просто сообщили имя угонщика, а привели его за руку, заставив написать чистосердечное признание. Получив признание, оперативник выгнал угонщика восвояси, а потерпевшим, которые с трудом его нашли, сказал: «Он признался в мошенничестве, а вы его обвиняли в угоне. Мы не будем его оформлять». Потом дело закрыли, снова открыли, когда бывшая автовладелица обратилась в СМИ. Но в любом случае, этот то ли угонщик, то ли мошенник до сих пор на свободе.  

В любой европейской стране представляется дикой ситуация, когда владельцу угнанной машины звонит угонщик и предлагает выкупить авто. У нас это обыденность. Правда, идти на поводу у угонщиков по-своему опасно.

Заместитель генерального директора страховой компании АСК-Петербург Юрий Берхман рассказал, что их клиент однажды согласился дать выкуп и даже получил машину обратно в приличном состоянии, были только сломаны личинки замков. Он съездил на машине в Москву и в Финляндию. А еще через несколько месяцев его задержали, поставили машину на штрафстоянку, потому что она была в угоне, а из базы ее не убрали. Человека возмущала не столько штрафстоянка (с ней он быстро разобрался), сколько реакция полиции. Машина, находящаяся в розыске, спокойно ездила в столицу и за границу. И никто не заметил. Потому что у нас единой базы по угнанным машинам нет. Потому что через любую прозрачную границу ее можно провезти – в Беларусь, Казахстан, на Украину – и там продать, совершенно легально.

«Главное, что система розыска у нас ломается по всем направлениям, так что дальше ситуация будет только хуже, - говорит Берхман. - Вот техосмотр теперь будет проходить без участия ГИБДД. А раньше по 1-2 угнанных машины выявляли во время осмотра: их же пробивали по базе. Вот, предлагают обязать страховые компании все равно выплачивать деньги за угнанную машину, даже если владелец не предъявляет второго комплекта ключей и ПТС: говорит, что машину у него отобрали на улице, а вторые ключи и техпаспорт он возил в бардачке. Да, тут явно дело нечисто, но мы обязаны будем заплатить. А ведь жесткие правила дисциплинировали водителя… А почему у нас до сих пор есть в кодексе статья за угон без цели хищения, благодаря которой десятки профессиональных угонщиков выходят сухими из воды? А почему отказались от маркировки DataDOT? Это такое микронапыление, которое считывается специальным сканером, и машину с таким напылением невозможно спрятать, даже перебив номера двигателя. У нас ничего не делается для того, чтобы ликвидировать проблему, но страховщиков заставят ее оплачивать».

P.S. По статистике угонов, лидером преступных симпатий в этом году стала «Маzdа СХ7»: 8,4% всех угонов. Если за год в Петербурге угоняют, в среднем, шесть тысяч автомобилей, то получается, что «Мазду» угоняют чаще, чем раз в день. На втором месте BMW X5, затем -  AudiQ7. Правда, такова информация страховщиков, а у полиции, куда жалуются владельцы еще и не застрахованных машин, иные сведения. Они утверждают, что на первом месте у нас Ford Focus (около 14% угонов), затем – Chevrolet, Mitsubishi, Honda. Mazda замыкает пятерку. Впервые за всю нашу автомобильную жизнь из списка выпали «Жигули». А ведь в прошлом году их угоняли в 7,7% случаев. Самыми непопулярными у угонщиков машинами стали Hummer, SAAB 9-5, Skoda Superb, Роrsche  11, Volvo S60, Citroen C5, Kia Magentis, Land Rover Freelander, Opel Insignia, Peugeot 308.

share
print