Город

Герман Садулаев: «При любой серьезной катастрофе в Петербурге мы все погибнем»

Основная проблема России и Петербурга – не в деградации культуры. Не в 200 годах монгольского ига. И не в Путине. Основная проблема – в тесноте и отсутствии городского планирования. Неожиданный разговор с писателем-коммунистом Германом Садулаевым состоялся поздно вечером 30 октября.

Мысли писателя были заняты парковками и действиям в случае чрезвычайных ситуаций. Возможно, сказался первый осенний снегопад, который в Петербурге традиционно оборачивается ЧП.

– Герман Умаралиевич, существуют ли в Петербурге проблемы – экономические, политические, культурные – о которых не принято говорить, но которые представляют угрозу для каждого?

– Парковки и отсутствие городского планирования! Количество автомобилей растет не по месяцам, а по дням. Парковочных мест больше не становится. Это может привести к социальному взрыву. Это не проблема местного уровня. Новые дома строятся – места под парковки и инфраструктуру не предусматриваются. Все городские проблемы связаны с отсутствием плана развития. Настоящего плана, как в советское время. Строился жилой квартал – рассчитывалось, сколько нужно мест в детском садике. Рассчитывались парковочные места. Я поражаюсь нашим советским предкам: советская инфраструктура до сих пор справляется, она рассчитана на предельную нагрузку. У нас чиновники планировать не хотят, они деньги зарабатывают. Им плевать: можно продать пятно под застройку, а то, что два года очередь в детский садик и машины некуда ставить – это их не волнует. Наверное, их дети живут и учатся в Испании.

– На одну семью в Петербурге приходится в среднем два автомобиля. Может, пора прекратить критиковать власть? Если главная проблема общества – парковки, то это общество благополучное.

– На эти автомобили не государство помогло заработать. Мы заработали не благодаря, а вопреки. Благодаря российской смекалке, таланту и предприимчивости. Люди зарабатывают деньги – власть должна обеспечить инфраструктуру. Если бы в советском отделе планирования знали, что на каждую семью приходится два автомобиля, – так бы и планировали. Мой родной район – Веселый поселок, Невский район. Когда я сюда переехал, было чудесное место. Квартал построен при развитом социализме по четкому плану. Теперь половину парка имени Есенина отдали под торговые центры, появились красавцы-небоскребы. Когда город функционирует без запаса, становится страшно. Представьте себе катаклизм. Людям нужно будет массово выехать. Это невозможно! Начинаем с простого: парковки – тьфу, мелочь… А когда начинаешь цепляться, выясняется, что проблема куда серьезнее.

– Какое влияние тесная городская среда оказывает на людей? В дополнение к уродливым торговым центрам, отсутствию парков, детских площадок…

– Люди становятся как крысы. Проводились биологические опыты: крысам выделяли пространство меньше критического уровня. Они становились злыми, агрессивными, встречались случаи крысиного каннибализма. У людей из-за постоянной тесноты искажается сознание. Понятно, что город в любом случае – определенная теснота. Это плата за театры, музеи, торговые комплексы. В каждой деревне Русский музей не построишь. Но даже в мегаполисе должно быть место, где человек свободно дышит. Должно быть как бы не занятое, как бы пустое пространство. Оно придает архитектуре воздушность, объемность. Делает город пригодным для обитания. В микрорайонах куда больше проблем, чем в центре Петербурга. В центре нельзя просто поставить уродливый торговый центр. В спальных районах – полный беспредел.

– Урбанисты отмечают, что жители спальных районов имеют тенденцию к маргинализации. Не выезжают за пределы района, живут в своем гетто годами…

– Я часто бываю в центре города, у меня там офис,  с семьей проводим культурно время. Но чтобы заманить меня на проспект Просвещения - должны быть очень серьезные основания. Каждый район должен гармонично развиваться, становиться самостоятельным образованием. Музеи и театры должны быть в каждом районе.  

– Вас не пугает, что при апокалиптическом сценарии условные гетто станут реальными гетто?

– Чтобы этого не произошло, Петербург должен сохранять единый культурный код. Ни в коем случае нельзя допускать заселение районов по национальному и социальному признаку. Плохо, когда есть богатые районы типа Крестовского острова и районы нищеты. Богачи должны сами понимать, что случись что – люди пойдут устраивать расправу именно туда. В «Русском репортере» опубликован мой рассказ «Survivor» («Выживатель»). Я пытался представить, что будет в таком городе, как Петербург, в случае катаклизма. Мы все окажемся в ловушке. Неважно где – в спальном районе или в центре. Первые пять машин, которые выедут утром из города, образуют пробку. Этот город  не рассчитан на апокалиптический сценарий. Поэтому лучше про такой сценарий не думать. Не будет никаких гетто, выживших районов. При любой серьезной катастрофе мы все погибнем.

– Чтобы лучше подготовиться, переведу разговор на глобальный уровень. Может быть, в мире происходит что-то незаметное, но представляющее реальную угрозу для нас?

– Могут аукнуться изменения на генном уровне всего живого, в том числе и людей. Какие-то изменения происходят целенаправленно. Имею в виду генномодифицированные продукты. Какие-то – стихийно. Из-за радиации, особых городских условий жизни. Не очень понятно, что нас ждет в будущем. Человеческий род может измениться.

– Кто из фантастов, философов прошлого наиболее точно описал XXI век? Что нас ждет?

– Я прочитал на языке оригинала Джорджа Оруэлла – «1984» и «Звероферму». Считается, что он критиковал социализм, в частности, наш строй. На самом деле, Оруэлл – апологет социализма, который понимал, во что может вылиться справедливое общество в извращенных формах. У Гитлера и Сталина не было технических возможностей, чтобы осуществлять контроль Большого брата. В современном государстве они есть. Оруэлл описывал не так называемый тоталитарный сталинский режим. Он писал для нас.

***
Творческий вечер Германа Садулаева в Петербурге состоится в среду, 31 октября, в Центральной библиотеке имени Лермонтова (Литейный проспект, 19). Начало в 18:00. Писатель расскажет о творчестве, актуальных проблемах современности и ответит на вопросы участников встречи.

Герман Садулаев — российский писатель и общественный деятель. Родился в 1973 году в Чечено-Ингушской АССР. Учился в Грозном. В 1989 году поступил на юридический факультет ЛГУ. В 2006 году выпустил книгу «Я — чеченец!», состоящую из девяти рассказов и повестей, посвящённых Чеченским войнам. В 2008 году роман «Таблетка» вошёл в шорт-лист литературной премии «Русский Букер». В июне 2009 года был опубликован роман AD, признанный журналом GQ книгой месяца. В 2010 году роман «Шалинский рейд» вошёл в шорт-лист «Русского Букера» и получил премию журнала «Знамя». В 2010 году Герман Садулаев вступил в КПРФ. Член Гражданского Литературного Форума России. Живёт и работает в Петербурге.