Истории

Как добиться перерасчета несправедливой квитанции ЖКХ

Приемные депутатов Заксобрания завалены жалобами от жильцов, которые обескуражены новыми квитанциями за жилищно-коммунальные услуги. Людей смущают не только невиданные доселе общедомовые тарифы, но и расценки за оплату их собственных квартир – теперь многим кажется, что они завышены. «Мой район» выяснял, стоит ли оплачивать такие квитанции, и если да – то как.

Напомним, что в розовую квитанцию впервые включили графы: отопление на общедомовые нужды, водоснабжение и водоотведение на общедомовые нужды, электричество (но это было и раньше). Суммы оказались увесистыми – от 300 до 2000 рублей одной только общедомовой прибавки. Главное же – никто толком не понимал, как исчислялась эта надбавка, потому что тепловых счетчиков ни у кого дома нет, да и водные не у всех.

Расходы за водоснабжение исчислялись так. С каждого дома считывали, сколько кубометров воды утекло в его трубы. Потом отнимали данные, полученные с индивидуальных водных счетчиков. Получалась итоговая цифра. Конечно, водосчетчики стоят не у всех, но водоснабжение в таких квартирах оценивается по средней норме – 11,68 кубометров в месяц на человека. В общем, из общей воды вычитали квартирную – и получались общедомовые нужды. А плата за водоотведение обычно равняется плате же за снабжение. Вчера, 25 октября, Комитет по тарифам слегка разъяснил ситуацию, заявив, что большие сборы были связаны с тем, что взимали их за два месяца сразу. Этот же комитет признал, что никаким данным приборов учета эти цифры не соответствуют, и их назначили, исходя из норм потребления. В дальнейшем, сообщал Смольный, будет принято решение тщательно высчитывать объем потребленной водицы. Скорее всего, это произойдет уже в ноябре. Мало того – жилищники сделают перерасчет, благодаря которому уплаченные лишние деньги вернутся при оплате следующих квитанций.

Напомним, что среднедомовой расход воды составил такие гигантские цифры (по 300 кубометров на 60-квартирный дом), что возникло опасение, будто в каждом подъезде каждый день мыли пол палубным методом и промывали батареи. И даже если скорректировать подсчет с учетом, что это, оказывается, была двухмесячная плата, расход зашкаливает. По подсчетам экономистов, коммунальщики, скорее всего, расщедрятся и вернут треть от уплаченного, хотя следовало бы отдать 4/5. То есть ноябрьская квитанция полегчает рублей на 300-500.

«Тем, кто не хочет дожидаться, могу посоветовать уже сейчас не оплачивать эти мутные общедомовые нужды, - заявил «МР» депутат ЗакСа Алексей Ковалев. – Просто посчитать, какая это часть от общего счета, вычесть, написать итоговую цифру и оплатить именно ее. Попутно пошлите жалобу в жилищную инспекцию и обязательно обратитесь к своему депутату, лучше из Заксобрания, но, конечно, если он у вас откликается на такие просьбы. Хотя бы письменно. Не имеет значения, к какой партии он у вас принадлежит. Но это касается только новых граф. Когда речь идет о воде и отоплении в квартире, платить надо обязательно, какой бы несправедливой вам ни показалась цифра. Вернее так: сначала, если вам кажется, что с вас берут больше чем положено, зайдите на какой-нибудь сайт, где четко расписано, из каких сумм складывается расчет, и все проверьте. Допустим, я сам не понимаю, почему у нас так дорого стоит гигакалория тепла – 1175 рублей и почему у нас скромная 50-метровая квартирка так отапливается, что в месяц на нее уходит до полутора гигакалорий. А температура в ней еле-еле дотягивает до нормальной. Так вот, правильно ли вам посчитали квитанцию, или неправильно, - вы ее оплачиваете, а уже потом копируете и направляете письмо с расчетами в жилищную инспекцию с требованием, чтобы вам все пересчитали и вернули несправедливо взысканные деньги. В противном же случае, если с вас берут больше положенного, дело может дойти до судебной тяжбы. Вы ее выиграете, через год-два, а потом с вас взыщут пени за неуплаченные платежи. Платеж пересчитают, а пени - нет. Таков закон».

По словам депутата, самое трудное дело сейчас – доказать, что деньги за тепло взимаются необоснованно, когда все обстоит действительно так, и в квартирах холодно. Надо приглашать эксперта, который замерит температуру батарей и температуру в комнате. Непонятно же, отчего в доме холодно – из-за батарей или плохой теплоизоляции. Жилищников, которые изо всех сил пробивают идею установить в каждом доме теплосчетчик, понять можно. Но счетчик стоит несколько тысяч рублей, поэтому ставят их только в строящихся домах бизнес- и комфорт-класса. Депутаты доказывают необходимость установки счетчиков за счет бюджета, а ГУП ТЭК по мере возможности пробивает идею не просто возложить его оплату на жильцов (включить в розовые квитанции с рассрочкой лет на пять), но и штрафовать за его неустановку.

Понятно что одним счетчиком дело не кончится. Чтобы как-то влиять на его показатели, житель должен иметь в квартире кран отопления и перекрывать его, если, например, уезжает в отпуск. Такие краны сейчас от силы у 20% населения.

По словам президента Ассоциации организаций, регулирующих деятельность в сфере управления МКД Игоря Михайлова, ситуация будет в дальнейшем только ухудшаться: допустим, вице-губернатор Козырев заявил, что недопустимо повышение тарифов (вернее, окончательной суммы в квитанции) более чем на 30%. А 30% – это разве мало? Все это приведет к увеличению долговой ямы. Все больше людей перестанут платить вообще. Кстати, по данным Михайлова, корень зла заключается еще и в системе взаимоотношений «монополист – жилкомсервис – жилец», ибо монополист, то есть ГУП ТЭК взимает с ТСЖ или жилкомсервиса деньги, согласно тарифу для юридических лиц, что де-юре правильно. ТСЖ в свою очередь собирает с жильцов деньги по тарифам для физических лиц и, естественно, недобирает, потому что тариф для «физиков» традиционно ниже процентов на 20 (то есть на 200 рублей за гигакалорию). Отсюда – долги, которые ликвидируют самыми разными способами, но обычно за счет добропорядочных жильцов, которые платят и не ропщут.

share
print