Город

Новые квитанции ЖКХ в Петербурге: большие и несправедливые цифры

Октябрьские квитанции за жилье и коммунальные услуги пришли с опозданием: вместо 10-го числа их разносили 17-19-го. Те, кто ожидал увидеть в «розовых бумажках» нечто ужасное, не был разочарован. Ошалели даже подготовленные люди: те, кто был в курсе, что появится статья расходов – отопление (в сентябрьской квитанции ее не было). «Мой район» заинтересовался, кто больше, а кто меньше пострадал при новом порядке ценообразования. И действительно ли коммунальные блага стоят таких денег.

Как известно, сентябрьские квитанции в Петербурге поражали небольшими цифрами: туда не была включена статья «отопление». В октябре в квитанции появилась не только статья «отопление индивидуальное», но и «отопление коллективное» плюс – коллективное водоотведение и водоснабжение, а также будущий снег (порядка 0,6 рубля с каждого квадратного метра квартиры). За уборку снега во дворе будут платить все: и те, у кого есть машины, и пешеходы, и даже инвалиды, не выходящие из дома. Впрочем, суммы, на первый взгляд, небольшие.

Гораздо страннее выглядит норматив по воде. Во-первых, на лестницах и в подвале нет водосчетчика, во-вторых, уборщица, намывая (в среднем) раз в месяц подъезд, тратит на это 3-5 ведер, то есть максимум 50 литров воды, а это 0,05 кубометра. С 20 квартир в подъезде собирается почти 900 рублей, а этого хватит на 50 кубометров. Получается, что лестницы нам моют по 30 раз в сутки – непонятно, как они успевают просыхать.

Больше всего от новой системы оплаты проиграют те, кто не доживет до весны. Только не подумайте о плохом: имеются в виду квартиросъемщики, которые вместе с платой хозяину отдают деньги еще и за комуслуги. Сейчас они платят по большому тарифу, а маленького не дождутся, так как уедут в родной город. Наверное, обидно: одна и та же квартира, а оплата отличается в полтора раза. На втором месте – пенсионеры и малоимущие, получающие компенсацию за оплату коммунальных услуг, если их стоимость превышает 16-процентную долю дохода. А также – работники жилкомсервисов, рассчитывающих эти квитанции. Очень уж сложно будет рассчитывать, достоин ли жилец компенсации, когда сумма платежа зависит от сезона.

Кстати, о компенсации. То, что ее трудно рассчитать без посторонней помощи – это полбеды. На сайте kvartplata.info есть неплохая инструкция с примерами. Но ведь получают-то ее уже постфактум, после оплаты по счетам. Кстати, с этой осени компенсацию полностью отменяют для должников, в том числе – на два месяца. Отсюда вторая группа уязвимых личностей – пенсионеры и пр., которым оказалось не под силу просто так взять и выложить 5000 рублей за трехкомнатную квартиру, когда только что было 4000, и они именно на эту сумму и рассчитывали. Еще добавим, что компенсацию получают немногие, так как для этого весьма желательно проживать в квартире одному. Если прописан хотя бы один работающий родственник, даже если он живет отдельно и заработком не делится, с компенсацией возникнут объяснимые трудности.

Третья группа – уже упомянутые домоседы, которым не нужны чистая лестница, лифт, убранный двор. Но это, скорее, исключения.

Если зима 2012-2013 будет бесснежной, как в 2007-2009 годах, нам всем будет крайне обидно заплатить заранее за будущий снег, который так и не выпал.

Остальные цифры «МР» попросил прокомментировать директора НП СРО «Оккервиль», бывшего депутата ЗакСа и бывшего омбудсмена Петербурга Игоря Михайлова. Любого петербуржца при внимательном рассмотрении розовой квитанции должны были заинтересовать платежи, против которых в графе «основание» проставлена цифра 5. Это значит – платеж на основании судебного решения или представленного акта, или по другим обстоятельствам. В квитанции корреспондента «МР» такие цифры проставлены против граф: водоотведение и электроснабжение на домовые нужды. В общей сложности – 300 рублей.

- Вы проигрывали какой-то суд с жилищниками? – поинтересовался экс-омбудсмен. – Может, вы подписывали с ними какой-то договор? С ТГК-1 насчет электричества? С «Водоканалом»? Нет? Откуда же эти цифры? Объясняю: это старые долги, которые пришла пора платить. Да-да, вы все оплачивали в срок, никаких долгов вроде бы не имели. Так это и не ваши долги, а жилкомсервиса. Но платить придется вам, это верно. Дело в том, что потребитель коммунальных благ в юридической цепочке «монополист - управляющая компания – потребитель» вообще не представлен. Он физлицо, а закон писался для юридических лиц, коими являются как раз ТГК-1, «Водоканал», ГУП ТЭК с одной стороны, 40 жилкомсервисов и еще 10 частных управляющих компаний – с другой. В идеале жилищные службы должны заключать коллективный договор оферты: представлять интересы жильцов у монополистов. И как только первая капля горячей воды булькнула в трубе отопления, значит, оферта состоялась. Пока же у нас все решается без участия жильцов.

А вы знаете, что это такое, когда физлицо выпадает из процесса? Это значит, что платить можно, а пожаловаться в прокуратуру на качество воды или несвоевременную подачу тепла – уже нельзя. Отношения между «юриками» решает арбитражный суд, а не прокуратура. Поэтому обе эти стороны яростно сопротивляются всем попыткам властей навести порядок. Они понимают, что это приведет к большей прозрачности всех расходов, и горожане сразу увидят, как их обманывают жилищные службы. А потом посмотрят повнимательнее и поймут, что монополисты обманывают еще больше. Сам я считаю, что коммунальные услуги должны стоить примерно на 70% меньше той суммы, что вы платите сейчас.

У себя в «Оккервиле» мы проанализировали договор с ГУП ТЭК и нашли там 33 ошибки. Тридцать три повода вообще ничего не платить! Выявили пять лазеек, благодаря которым с нас за тепло берут больше. Во-первых, разница в тарифах для физических и юридических лиц. Мы в своих многоквартирных домах платим как за юридические. Во-вторых, температурный режим, который у нас закреплен на отметке 37, а вовсе не плюс 5 градусов, как сейчас. Качество воды: какой смысл платить за то, что пить невозможно? Зашпаклеванность батарейных труб: греют их хорошо, а в квартирах прохладно. Чтобы довести температуру до санитарной нормы, приходится тратить больше ресурсов, а значит – получать на это все больше денег. И наконец – простые потери. Скажите, это нормально, что за 2009-2011 годы стоимость газа для котельных увеличилась на 4%, а стоимость собственно отопления для нас, жильцов – на 40%?

Резюме: жилкомсервисы задолжали монополиям, потому что не хотят исполнять свои работы на должном уровне. Некоторые накопили долгов на решении других проблем: скажем, при ремонте крыш, где решили сэкономить, провели работы некачественно, а переделка, как известно, дорогое удовольствие. В общем, деньги нужны и срочно. Вот-вот могут всплыть нецелевые использования. Выход – повесить всё на жильцов, коим невдомек, что они уже сполна за все расплатились. И прикрыться статьей расхода: на общедомовые нужны.

Сейчас объем задолженностей в сфере коммунальных услуг по всему Петербургу – порядка 10 млрд. Много, да? По 2 тысячи с жителя. Так вот, 7 млрд из них – то, что жилкомсервисы задолжали ГУП ТЭК за тепло. 1,7 – долг за воду. И только 1,3 млрд – это то, что не платят жильцы. Много, конечно, но не они сделали ситуацию столь нездоровой.

Думаю, мы на пороге большого жилищно-коммунального скандала. И председателю жилкомитета можно только посочувствовать.